Новости

О Контрольно-счетной палате

Ассоциация контрольно-счетных органов Магаданской области

Информация о проведенных контрольных и экспертных мероприятиях

Деятельность

Планы работ

Отчеты о работе

Антикоррупционная деятельность

Методические материалы

Документы

Госзакупки



 
 

 
«    Март 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 
 
 
 
 
 
 

Отчет о работе за 2011 год

 

ОТЧЕТ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2011 ГОД
ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2011 ГОД

Утвержден
Решением
Коллегии Контрольно-счетной палаты
Магаданской области,
протокол от 26.01.2012 N 1

Настоящий Отчет подготовлен в соответствии со статьей 16 Закона Магаданской области от 24 октября 2011 года N 1428-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Магаданской области" (далее - Закон области N 1428-ОЗ) о ежегодном представлении Магаданской областной Думе отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Магаданской области (далее - Счетная палата области).

1. Организационно-правовое обеспечение и особенности
деятельности Счетной палаты Магаданской области

Полномочия Счетной палаты области определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), Уставом Магаданской области, Законом области N 1428-ОЗ.
В связи с вступлением в силу с 1 октября 2011 года Федерального закона N 6-ФЗ Счетной палатой области подготовлен проект закона Магаданской области "О Контрольно-счетной палате Магаданской области", который принят Магаданской областной Думой 10 октября 2011 года.
Деятельность Счетной палаты области в отчетном году осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным Постановлением Магаданской областной Думы от 24 декабря 2010 года N 112 "Об утверждении Плана работы Контрольно-счетной палаты Магаданской области на 2011 год", и была направлена на защиту интересов Магаданской области в сфере экономного и рационального использования бюджетных и внебюджетных средств и эффективного использования имущества.
Организация деятельности основывалась на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
В целях реализации положений Федерального закона N 6-ФЗ проводилась работа по оказанию организационной помощи муниципальным районам области в создании контрольно-счетных органов (далее - КСО).
Так, в апреле 2011 года администрации области направлено письмо, содержащее информацию о наличии КСО районов области, фактической численности сотрудников в них, а также предложением провести совещание с участием губернатора области и глав районов области по вопросу создания и деятельности КСО муниципальных районов. Совещание не состоялось.

Письмом от 8 июля 2011 года Счетная палата области повторно обратилась в администрацию области за содействием в своевременном приведении нормативных правовых актов районов области положениям Федерального закона N 6-ФЗ в части функционирования КСО районов области. Предлагалось провести совещание с участием председателя областной Думы, правового управления администрации области и Счетной палаты области по определению минимально возможной численности сотрудников районных КСО и их структуры, отнесению должностей председателей к муниципальным должностям, а также о нецелесообразности образования КСО в поселениях области. Предложение не реализовано.
В течение года проведены рабочие совещания в Ягоднинском, Омсукчанском и Среднеканском районах по проблемам создания и функционирования районных КСО.
В 2011 году начала осуществлять свою деятельность Контрольно-счетная палата муниципального образования "Хасынский район". Между тем, в трех районах области (Омсукчанском, Ягоднинском и Среднеканском) КСО не образованы, собраниями представителей указанных муниципальных образований приняты решения о их создании, в настоящее время проводятся мероприятия по подбору кадров.
21 декабря 2011 года подписан учредительный договор о создании и деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Магаданской области. В Ассоциацию вошли Счетная палата области и шесть КСО муниципальных образований: Ольского, Сусуманского, Тенькинского, Хасынского, Северо-Эвенского районов и города Магадана.
Ассоциация создана в целях повышения эффективности системы государственного и муниципального финансового контроля, координации деятельности Счетной палаты области и КСО муниципальных образований, укрепления сотрудничества между ними.

В соответствии со статьей 10 Закона области N 1428-ОЗ проведено 22 заседания Коллегии Счетной палаты области, на которых рассмотрен отчет о работе за 2010 год, утвержден план работы на 2012 год, а также план деятельности по противодействию коррупции на 2012-2013 годы, рассмотрены и утверждены результаты контрольных мероприятий (акты, представления), заключения, оформленные по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Кроме того, в отчетном году утверждены два стандарта финансового контроля по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также стандарт организации деятельности по планированию работы Счетной палаты области. Указанные стандарты рекомендованы к использованию сотрудниками при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2011 году в соответствии с планом по развитию государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов (далее - ГИАС КСО) введена в эксплуатацию ее первая очередь.
В связи с изменением нормативной базы создания и обеспечения функционирования ГИАС КСО и вводом ее первой очереди в эксплуатацию, взамен действующего многостороннего Соглашения о порядке взаимодействия Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации, оснащенных комплексами средств автоматизации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, при эксплуатации и развитии системы, подготовлен проект типового Соглашения о взаимодействии Счетной палаты Российской Федерации и Счетной палаты области при использовании и эксплуатации ГИАС КСО.
На официальных интернет-сайтах Счетной палаты области и Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации размещалась информация о проведенных контрольных мероприятиях, план работы на очередной год, а также отчет о работе за 2010 год.

В отчетном году проводилась целенаправленная работа по кадровому обеспечению деятельности, повышению профессионального уровня сотрудников.
Штат сотрудников Счетной палаты области полностью укомплектован и в 2011 году не претерпел изменений.
В отчетный период одиннадцати сотрудникам присвоен классный чин.
Три сотрудника прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе "Государственный аудит и управление бюджетными ресурсами субъектов РФ", двое сотрудников - по программе "Управление государственными и муниципальными заказами", один сотрудник - по теме "Изменение в системе регулирования бюджетного учета и отчетности".
В 2011 году прокуратурой области проведена проверка соблюдения Счетной палатой области законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. Информация о нарушениях, выявленных при проверке, от прокуратуры области не поступала.

2. Основные результаты работы Счетной палаты области

В отчетном году мероприятия, предусмотренные планом работы, выполнены в полном объеме. Проведено 15 контрольных мероприятий, из них 2 проверки проведены вне плана:
в рамках проводимого Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности" осуществлялись контрольные мероприятия в департаменте образования администрации Магаданской области (далее - Департамент образования) и двух учреждениях образования;
по обращению коллектива филиала "Разрез Омсукчанский" ЗАО "Колымская угольная компания" с участием прокуратуры Омсукчанского района проведена проверка эффективности использования средств на закупку твердого топлива муниципальными образованиями "поселок Омсукчан" и "поселок Дукат" Омсукчанского района.
Контрольными мероприятиями охвачено 23 объекта, в том числе: 4 органа исполнительной власти области, 6 муниципальных районов области, 4 учреждения здравоохранения, 2 учреждения образования и 1 учреждение культуры, 6 органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
В результате проведенных проверок выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 178 964,6 тыс. рублей, в том числе:
неправомерное использование средств составило 1 189,3 тыс. рублей, нецелевое использование - 123,0 тыс. рублей, неэффективное использование средств и имущества - 139 553,0 тыс. рублей, прочие нарушения - 38 099,3 тыс. рублей (превышение лимитов бюджетных обязательств - 2 502,9 тыс. рублей, нарушение требований по ведению бухгалтерского учета - 27 202,0 тыс. рублей, нарушение Указаний по применению бюджетной классификации - 489,2 тыс. рублей, превышение установленных нормативов на оплату труда - 4 979,9 тыс. рублей, не предъявлены штрафные санкции - 650,9 тыс. рублей и др.).
В соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты области для устранения выявленных нарушений руководителям проверенных объектов направлено 9 представлений, содержащих 125 предложений. Сняты с контроля (исполнены) 5 представлений, реализовано 113 предложений (90,0%).
Устранено финансовых нарушений на общую сумму 16 692,7 тыс. рублей, из них возмещено в областной и местные бюджеты 5 943,7 тыс. рублей, восстановлены на лицевые счета проверенных объектов неправомерно использованные средства в 2011 году в сумме 51,0 тыс. рублей.
По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в областную Думу и губернатору области направлены информационные письма и заключения.
Материалы проведенных проверок направлены в прокуратуру области для принятия мер прокурорского реагирования. О результатах их рассмотрения в Счетную палату области поступили информационные письма.
Основные показатели деятельности Счетной палаты области за 2011 год представлены в Приложении к настоящему Отчету.

2.1. Результаты контрольных мероприятий
и принятые по ним меры

Деятельность Счетной палаты области в отчетном году была направлена на реализацию контроля за законностью и результативностью расходования бюджетных и внебюджетных средств, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности.
Проведенными проверками выявлены нарушения бюджетного, гражданского и трудового законодательства, нецелевое, неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств и государственного имущества, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и другие.

Практически при всех контрольных мероприятиях устанавливалось несоответствие правовых актов муниципальных образований и локальных нормативных актов проверенных объектов действующему законодательству (уставов, положений, коллективных договоров, распорядков дня и т.д.).
Так, положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях "Северо-Эвенский район" и "Ягоднинский район" не в полной мере соответствовали требованиям БК РФ в части установления оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства (статьи 281 - 306 БК РФ). Также не учтены изменения, внесенные Федеральными законами от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и др. По представлениям Счетной палаты области указанные положения приведены в соответствие с действующим законодательством.
Коллективным договором государственного учреждения культуры "Магаданский областной театр кукол" (далее - Театр кукол) установлено, что работникам, имеющим детей-первоклассников и детей-выпускников, предоставляется по одному дню отпуска с сохранением заработной платы. Между тем, источник выплат по указанным расходам не определен. Примерным положением об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению культуры администрации области, утвержденным Постановлением администрации области от 16 июля 2009 года N 346-па "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению культуры администрации Магаданской области", иными нормативными правовыми актами подобные выплаты не предусмотрены (при подготовке коллективного договора в связи с изменением типа учреждения учтены замечания Счетной палаты области).
При проверке государственного учреждения здравоохранения "Магаданский областной центр планирования семьи и репродукции" (далее - Центр планирования семьи), проведенной в июне 2011 года, установлено отсутствие необходимой нормативной правовой базы для осуществления деятельности учреждения по бесплатному обеспечению цельным коровьим молоком отдельных категорий детей первых двух лет жизни, регламентирующей порядок и нормы бесплатной выдачи молока, а также осуществления контроля его количества, качества и сохранности.
По результатам исполнения представления Счетной палаты области департаментом здравоохранения администрации Магаданской области (далее - Департамент здравоохранения) только в январе 2012 года подготовлен и направлен на согласование в администрацию области проект постановления об утверждении порядка бесплатного обеспечения молочными продуктами детского питания детей первых трех лет жизни.
Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области (далее - Департамент ЖКХ) осуществлялось в отсутствие локального нормативного акта, устанавливающего порядок и размеры возмещения указанных расходов (нарушение ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ст. 6 Закона Магаданской области от 29 апреля 2006 года N 706-ОЗ "О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Магаданской области, депутатов Магаданской областной Думы, осуществляющих свои полномочия не на профессиональной основе, государственных гражданских служащих Магаданской области"), не утвержден порядок включения в стаж государственной гражданской службы периодов работы в других организациях (ст. 3 Закона Магаданской области от 11 июня 2008 года N 1014-ОЗ "О периодах службы (работы), включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Магаданской области, стаж замещения государственных должностей Магаданской области"). Указанные локальные нормативные правовые акты утверждены 23 декабря 2011 года и 26 декабря 2011 года соответственно.

Использование средств с нарушением законодательства (неправомерное использование), выявленное Счетной палатой области в 2011 году, составило 1 189,3 тыс. рублей (возмещено 233,6 тыс. рублей).
Так, администрацией Северо-Эвенского района (далее - Администрация района) в расчет среднего заработка для начисления отпускных включалось единовременное денежное поощрение, не предусмотренное системой оплаты труда, что является нарушением ст. 139 ТК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", общая сумма необоснованных выплат составила 34,8 тыс. рублей. Администрацией района не исполнено представление Счетной палаты области в части возмещения в районный бюджет неправомерно использованных в 2010 году средств в сумме 21,5 тыс. рублей, восстановления на лицевой счет неправомерно использованных в 2011 году 13,3 тыс. рублей.
Установлены также случаи неправомерного использования бюджетных средств, направленных на оплату труда, компенсацию командировочных расходов и оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-летнего возраста, и др. (учреждения здравоохранения области - 328,5 тыс. рублей, Департамент образования - 49,2 тыс. рублей, Театр кукол - 71,5 тыс. рублей и др.).

Проверенными учреждениями здравоохранения области не обеспечен должный контроль за соблюдением условий заключенных договоров. Так, в государственном учреждении здравоохранения "Магаданская областная больница" (далее - Областная больница) допущено неправомерное использование средств на оплату фактически невыполненных работ в сумме 704,5 тыс. рублей. По информации учреждения, гарантийным письмом подрядчик обязался завершить выполнение указанных работ в срок до 30 января 2012 года. Штрафные санкции (неустойка) поставщикам и подрядчикам в сумме 517,8 тыс. рублей за несвоевременное выполнение обязательств по государственным контрактам не предъявлялись.
Не принимались меры к возмещению коммунальных расходов за сдаваемые в аренду помещения Областной больницы и государственного учреждения здравоохранения "Магаданский областной противотуберкулезный диспансер N 2 пос. Дебин" (далее - Противотуберкулезный диспансер N 2).
В нарушение подпункта 4.1 пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Центром планирования семьи в результате заключения дополнительных соглашений к договору подряда, изменены условия государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений (в том числе цена контракта увеличена на 50,5 тыс. рублей) в ходе его исполнения.
Закупка государственным учреждением здравоохранения "Магаданский областной дом ребенка специализированный" молочной продукции ООО "Городской молочный завод" производилась по ценам выше, чем обусловлено условиями договора. В результате сумма переплаты составила 27,6 тыс. рублей (после проведения проверки Счетной палатой области, учреждению на указанную сумму поставлена продукция).
Не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением норм питания больных (среднесуточного набора продуктов питания по видам продуктов с учетом их калорийности и взаимозаменяемости) в Областной больнице и Противотуберкулезном диспансере N 2. Одной из причин несоблюдения норм питания в Областной больнице явилось несвоевременное заключение договоров на поставку продуктов питания. По состоянию на 28 октября 2011 года не были заключены договоры на 4 квартал 2011 года на поставку мясной и молочной продукции, рыбы, овощей и др.

В отчетном году Счетной палатой области выявлено нецелевое использование средств в сумме 123,0 тыс. рублей, в том числе: в Театре кукол в сумме 109,8 тыс. рублей, в Управлении образования администрации Северо-Эвенского района - 13,2 тыс. рублей.
Театром кукол средства в сумме 109,8 тыс. рублей, полученные на приобретение авиабилетов для оплаты проезда в отпуск работникам учреждения, использованы на приобретение проездных документов сотрудникам, командированным в город Петропавловск-Камчатский на фестиваль Дальневосточных театров кукол.
По материалам Счетной палаты области, представленным в Контрольное управление администрации Магаданской области, учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40,0 тыс. рублей (штраф оплачен в полном объеме в июле 2011 года).

При исполнении бюджетных смет не всегда соблюдался принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ.
Например, при проверке исполнения бюджета муниципального образования "Ягоднинский район" за 2010 год установлено необоснованное перечисление авансовых платежей МУЗ "Ягоднинская центральная районная больница" за услуги по тепло- и водоснабжению в сумме 2 060,2 тыс. рублей, произведенных в нарушение пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Департаментом образования неэффективно использованы бюджетные средства на оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (переплата составила 383,4 тыс. рублей, по представлению Счетной палаты области средства возвращены в бюджет).
Аналогично, учреждениями здравоохранения области в результате осуществления авансовых платежей за коммунальные услуги неэффективно использованы средства в сумме 2 398,6 тыс. рублей, переплата по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды составила 12 607,6 тыс. рублей, из них возмещен в областной бюджет единый социальный налог в сумме 3 869,9 тыс. рублей.

В соответствии с планом реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года при проведении контрольных мероприятий проводилась оценка эффективности использования государственного имущества, в результате которой установлено неэффективное использование имущества на общую сумму 113 851,3 тыс. рублей.
Так, при проверке Областной больницы установлено, что система постоянного мониторинга глюкозы в режиме реального времени стоимостью 204,2 тыс. рублей на протяжении 14 месяцев не использовалась в связи с отсутствием специалистов, обученных для работы с данным оборудованием.
Система магнитно-резонансной визуализации (МР томограф) "Magnetom C" стоимостью 108 710,0 тыс. рублей, приобретенная в 2008 году за счет средств областного бюджета в рамках реализации областной целевой программы "Оснащение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием", около 3 лет не эксплуатировалась. Нарушение сроков введения в эксплуатацию медицинского оборудования повлекло дополнительные затраты по его хранению в сумме 549,2 тыс. рублей. Необоснованное начисление налога на имущество на указанное оборудование, учтенное в составе основных средств при отсутствии акта сдачи в эксплуатацию, составило 795,9 тыс. рублей (указанная сумма зачтена в счет платежей текущего года).
По информации Областной больницы в декабре 2011 года закончены монтажные и пусконаладочные работы, обучение персонала эксплуатации указанного оборудования и направлено обращение поставщику медицинского оборудования о предоставлении учреждению акта ввода в эксплуатацию.
Театром кукол в течение длительного времени (больше года) не использовалась служебная квартира балансовой стоимостью 799,5 тыс. рублей. Во исполнение представления Счетной палаты области указанная квартира передана в пользование работнику учреждения художнику-модельеру (молодому специалисту из многодетной семьи).
Автомобиль УАЗ "Патриот" стоимостью 559,0 тыс. рублей, приобретенный Департаментом образования в марте 2011 года, не использовался на протяжении 8 месяцев.
Компьютерная и оргтехника стоимостью 84,7 тыс. рублей, приобретенная для обеспечения деятельности специалиста администрации Ягоднинского района, не использовалась по назначению, а хранилась в складском помещении.

При проверке Противотуберкулезного диспансера N 2 установлено, что обеспеченность мягким инвентарем не соответствует потребностям учреждения и объемам оснащения, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 15 сентября 1988 года N 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий".
Практически по всем показателям указанного табеля, а именно: белью нательному и постельному, постельным принадлежностям, одежде и обуви установлены отклонения (в сторону уменьшения) по всем отделениям учреждения. В результате недостаточного оснащения учреждение вынуждено использовать списанный (ветхий, изношенный) мягкий инвентарь.
В целях реализации представления Счетной палаты области учреждением совместно с Департаментом здравоохранения приняты меры к увеличению бюджетных ассигнований на приобретение мягкого инвентаря в 2012 году до 1 000,0 тыс. рублей, утвержденные расходы по сравнению с уровнем 2011 года возросли в 10 раз.

Комитетами по управлению муниципальным имуществом Ягоднинского и Северо-Эвенского районов области не проводилась инвентаризация имущественной части казны, не выполнялись функции, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в части проведения аттестации руководителей, утверждения показателей экономической эффективности деятельности и др.), не проводилась претензионно-исковая работа в отношении арендаторов - должников, штрафные санкции за несвоевременную оплату арендной платы не применялись.

При проверке соблюдения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления и на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Магаданской области установлено, что при формировании бюджета Северо-Эвенского района на 2011 год расходы на оплату труда запланированы с превышением норматива на 4 481,7 тыс. рублей. Следует отметить, что фактические расходы также превысили норматив на 272,4 тыс. рублей.
Аналогично, расходы на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципального образования "Ягоднинский район" за первое полугодие 2011 года превысили установленный норматив на 498,2 тыс. рублей.

Общая сумма не предъявленных штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки оборудования, рассчитанной на момент проведения контрольных мероприятий, составила 650,9 тыс. рублей, в том числе: учреждениями здравоохранения - 575,9 тыс. рублей, Департаментом образования - 31,1 тыс. рублей, Театром кукол - 43,9 тыс. рублей.
Следует отметить, что исковые требования Театра кукол к ООО "Святогор" на предмет оплаты неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по проведению ремонтных работ, удовлетворены в сумме 44,4 тыс. рублей (Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 декабря 2011 года).

При проверке законности и обоснованности использования средств на закупку автотранспорта и коммунальной техники установлено, что в нарушение пункта 9 Постановления губернатора Магаданской области от 19 марта 2010 года N 29-п "О мерах по реализации Закона Магаданской области "Об областном бюджете на 2010 год", условиями отдельных государственных контрактов предусмотрены и осуществлялись авансовые платежи в размере 90,0% стоимости контрактов.
Областной больницей производилось авансирование при приобретении основных средств в размере 100,0% (на сумму 719,5 тыс. рублей).

При формировании бюджетных смет администрации и комитета по финансам Ягоднинского района завышены расходы на оплату труда, услуг связи и оплату налогов на 149,1 тыс. рублей.
На отдельных объектах контрольных мероприятий установлены случаи оплаты выполненных работ (услуг), приобретения материальных запасов с нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Так, например, сумма данных нарушений в Департаменте образования составила 123,6 тыс. рублей, в Управлении образования администрации Северо-Эвенского района - 46,0 тыс. рублей, в учреждениях здравоохранения области - 365,6 тыс. рублей.

При исполнении бюджетных смет за 2010 год установлены случаи нарушения статьи 219 БК РФ, выразившиеся в принятии бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов. Общая сумма таких нарушений составила 2 502,9 тыс. рублей.
Так, Областной больницей допущено превышение лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на сумму 1 629,8 тыс. рублей, в том числе по классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ): КОСГУ 212 "Прочие выплаты" - 275,0 тыс. рублей, КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" - 850,7 тыс. рублей, КОСГУ 221 "Услуги связи" - 186,1 тыс. рублей, КОСГУ 224 "Арендная плата за пользование имуществом" - 18,1 тыс. рублей, КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" - 299,9 тыс. рублей.
Аналогичные нарушения установлены также при проверке исполнения бюджета муниципального образования "Северо-Эвенский район" за 2010 год: приняты обязательства сверх доведенных лимитов администрацией района по КОСГУ 211 "Заработная плата" на сумму 256,7 тыс. рублей, муниципальным учреждением "Детский лагерь отдыха" по КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" 118,0 тыс. рублей и др.

При ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности не всегда соблюдались требования Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкций по бухгалтерскому учету и порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что привело к недостоверности данных, отраженных в формах отчетности Департамента образования на сумму 418,5 тыс. рублей, Областной больницы - на 22 782,4 тыс. рублей, Противотуберкулезного диспансера N 2 - на 3 367,5 тыс. рублей и др.

Одним из приоритетов современной бюджетной политики является программно-целевой метод бюджетного планирования. В рамках контроля за целевым и эффективным использованием средств, направленных на реализацию целевых программ, при проведении контрольного мероприятия в муниципальном образовании "Северо-Эвенский район" проведена проверка расходования средств на реализацию мероприятий районной целевой программы "Приобретение муки для выпечки хлеба населению муниципального образования "Северо-Эвенский район" на 2010 год".
Объем финансирования на 2010 год предусмотрен в размере 2 943,1 тыс. рублей. Указанные средства администрацией района направлены на закупку муки в количестве 102,5 тонн. Денежные средства за отпущенную муниципальным предприятиям, занимающимся выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий, муку перечислялись в доход районного бюджета. При этом, надлежащий бухгалтерский учет приобретения и реализации муки не организован.
Таким образом, администрация района фактически осуществляла торговую деятельность, что не входит в полномочия органов местного самоуправления.

По результатам контрольных мероприятий главам муниципальных образований, руководителям органов исполнительной власти и бюджетных учреждений направлены представления для устранения выявленных нарушений.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты учреждений приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, возмещены в областной и местный бюджеты и на лицевые счета проверенных объектов суммы неправомерно и неэффективно использованных средств, устранены недостатки в организации и ведении бухгалтерского учета.
Представления Счетной палаты области проанализированы проверенными организациями, разработаны и осуществляются мероприятия по выполнению предложений и рекомендаций, изложенных в них.

2.2. Экспертно-аналитическая деятельность

В экспертно-аналитической деятельности для Счетной палаты области приоритетными являются вопросы формирования и исполнения областного бюджета, бюджетов Магаданского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд ОМС) и внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - Фонд ОЭЗ).
В отчетном году проведена финансовая экспертиза 21 проекта закона об исполнении указанных бюджетов, внесении изменений в них, а также проектов бюджетов на 2012 год, подготовлены и направлены областной Думе 52 предложения, из которых при рассмотрении и утверждении законов области учтено 45.
Так, по предложениям Счетной палаты области: в отчетном году уменьшены доходы областного бюджета от оказания платных услуг на 10 719,2 тыс. рублей в связи с изменением типа учреждений, в бюджете 2012 года предусмотрены плановые назначения по поступлению штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в сумме 12 000,0 тыс. рублей, приведены в соответствие с бюджетной классификацией разделы, подразделы, целевые статьи и виды отдельных расходов областного бюджета и Фонда ОМС и др.

В целях исполнения полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 6-ФЗ, в ноябре 2011 года администрации области направлено письмо о необходимости предоставления для проведения финансово-экономической экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти области, касающихся расходных обязательств Магаданской области.
Администрацией области направлено 11 проектов постановлений администрации области, из них 9 поступили в Счетную палату области накануне рассмотрения их на заседании администрации области. В результате из 18 предложений и замечаний, изложенных в наших заключениях, учтено только 2.
Так, проект постановления администрации области "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Магаданской области на 2012 год" (далее - Проект, Территориальная программа) поступил в Счетную палату области 21 декабря 2011 года, рассмотрен на заседании администрации области 22 декабря 2011 года.
Между тем, указанный Проект содержит нормы, противоречащие действующему законодательству. В нарушение пунктов 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" за счет средств Фонда ОМС предусмотрено финансирование расходов сверх базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 1 298,8 тыс. рублей (следует предусматривать указанные расходы за счет поступлений из областного бюджета).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией" реализация Территориальной программы осуществляется путем доведения до медицинских организаций государственного задания по оказанию населению бесплатной медицинской помощи. Между тем, без доведения указанного задания предлагается финансировать восстановительное лечение в санаториях. Также Территориальная программа не обеспечивает соответствие объемов медицинской помощи объемам финансовых средств на оказание этой помощи.
Аналогично, проект постановления администрации области "О внесении изменений в областную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Магаданской области" на 2010-2014 годы" (далее - Программа) поступил 21 декабря 2011 года, рассмотрен 22 декабря 2011 года.
Одним из замечаний, изложенных в заключении Счетной палаты области, является отсутствие в Программе целевых индикаторов, предусмотренных Постановлением администрации области от 9 октября 2008 года N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области". В качестве целевых индикаторов указана доля расходов на отдельное мероприятие в общей структуре расходов на реализацию Программы. Данные показатели не могут служить целевыми индикаторами, а также не позволяют оценить эффективность реализации программных мероприятий и достижение ожидаемых социально-экономических результатов.

Всего за отчетный период Счетной палатой области проведено 53 экспертно-аналитических мероприятия, по результатам которых в Магаданскую областную Думу и администрацию Магаданской области направлено 78 предложений, из них реализовано (принято во внимание) 52 предложения (66,7%).
Для сравнения: в 2010 году проведены экспертизы и подготовлены заключения по 44 проектам нормативных правовых актов, внесено 59 предложений, из них учтено 51 (86,4%). Низкий процент реализации предложений, в основном, объясняется тем, что рассмотрение проектов постановлений администрации Магаданской области осуществлялось без учета предложений Счетной палаты области.

2.3. Результаты внешней проверки бюджетной отчетности
главных администраторов бюджетных средств за 2010 год

В соответствии со статьей 264.4 БК РФ, статьей 18 Закона области от 7 декабря 2007 года N 934-ОЗ "О бюджетном процессе в Магаданской области" Счетной палатой области с февраля по май 2011 года проводились внешние проверки годовой бюджетной отчетности 17 главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС), отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета Фонда ОМС за 2010 год.
Сравнивая общие результаты внешних проверок бюджетной отчетности за 2009 год можно сделать вывод о том, что качество и достоверность отчетности за 2010 год повысились.
Вместе с тем, при составлении бюджетной отчетности ГАБС допущены нарушения 19 пунктов Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 года N 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция N 128н) (в 2009 году - 27). Пояснительные записки к годовой отчетности отдельных главных администраторов составлены с нарушением пункта 136 Инструкции N 128н: не структурированы по разделам, не содержат полного анализа отчета об исполнении бюджета и показателей финансовой отчетности, не выделена просроченная задолженность в составе дебиторской и кредиторской задолженности, не отражена информация о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности основными фондами, отсутствуют сведения о своевременности поступления материальных запасов и др.
С нарушением графика, установленного департаментом финансов администрации Магаданской области (далее - Департамент финансов), представлена отчетность трех главных распорядителей: Департамента образования - с задержкой на 13 дней, Департамента здравоохранения - на 24 дня, управления культуры администрации Магаданской области (далее - Управление культуры) - на 3 дня.
Необходимо отметить, что состав отчетности Департамента образования не соответствует требованиям Инструкции N 128н.
В нарушение пункта 4 статьи 242 БК РФ не перечислены на единый счет бюджета средства по приносящей доход деятельности в сумме 12 128,5 тыс. рублей: остатки на счетах Департамента здравоохранения составили 10 043,3 тыс. рублей, Департамента образования - 956,0 тыс. рублей, Управления культуры - 928,0 тыс. рублей, комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области (далее - Комитет по спорту) - 201,2 тыс. рублей.
Неэффективное использование бюджетных средств (статья 34 БК РФ), выразившееся в переплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды, составило 13 804,0 тыс. рублей (Департамент здравоохранения - 10 625,9 тыс. рублей, Департамент образования - 2 889,8 тыс. рублей, Комитет по спорту - 146,3 тыс. рублей, областное государственное учреждение "Пожарно-спасательный центр" - 142,0 тыс. рублей).
При исполнении областного бюджета приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов на сумму 9,2 тыс. рублей (нарушение статьи 219 БК РФ).
Не в полной мере ГАБС реализовывали бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 158 БК РФ, недостаточно осуществлялся контроль за исполнением подведомственными учреждениями принятых расходных обязательств, своевременно не производились изменения (перераспределения) ЛБО с целью недопущения образования кредиторской задолженности. Например, по Департаменту здравоохранения на 1 января 2011 года кредиторская задолженность по принятым обязательствам составила 14 391,7 тыс. рублей, остаток неисполненных ЛБО - 209 738,9 тыс. рублей.
Выявлены факты недостаточно эффективной работы ГАБС по обеспечению своевременного поступления платежей в бюджет, о чем свидетельствует наличие дебиторской задолженности по доходам, в том числе просроченной. Например, по данным баланса Департамента здравоохранения задолженность дебиторов по доходам на 1 января 2011 года составила 20 039,9 тыс. рублей (в том числе от оказания платных услуг - 7 785,4 тыс. рублей) и возросла в 2 раза, по сравнению с предыдущим годом.
Заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчетности направлены Департаменту финансов для сведения, а главным администраторам бюджетных средств для принятия мер по недопущению выявленных нарушений при составлении очередной годовой бюджетной отчетности.

3. Взаимодействие с другими органами

В отчетном году Счетная палата области принимала участие в проводимом Счетной палатой Российской Федерации мероприятии "Аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности".
Проверкой охвачены Департамент образования и муниципальные образовательные учреждения "Средняя общеобразовательная школа п. Ола" и "Средняя общеобразовательная школа N 18 г. Магадана".
В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:
объемы финансирования общеобразовательных учреждений недостаточны для обеспечения их деятельности. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений за счет средств субвенций, выделяемых регионом на реализацию основных общеобразовательных программ на основе нормативного финансирования, требует дальнейшего совершенствования;
материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений, в том числе расположенных в сельской местности, не в полной мере обеспечивает условия получения качественного образования;
условия обучения в общеобразовательных учреждениях не в полной мере способствуют охране и укреплению здоровья школьников. Требует совершенствования организация горячего питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (далее - СанПиН);
общеобразовательные учреждения, в том числе расположенные в сельской местности, не в полной мере укомплектованы квалифицированными кадрами, необходимыми для осуществления образовательного процесса. В системе общего образования сохраняется большое число преподавателей пенсионного возраста;
уровень оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, в том числе педагогов, не в полной мере способствует повышению престижа труда учителя, привлечению в общеобразовательные учреждения квалифицированных кадров и повышению качества образования;
выделяемые из средств областного бюджета субвенции не обеспечивают в полной мере потребности учащихся общеобразовательных учреждений в учебниках и учебных пособиях. Так, в городе Магадане, численность обучающихся в котором составляет 63,9%, бесплатными учебниками и учебными пособиями обеспечиваются только учащиеся 1 классов начальной школы и дети из социально-незащищенных семей за весь период обучения.
Отчет и предложения по результатам контрольного мероприятия направлены в Счетную палату Российской Федерации, администрацию Магаданской области и Магаданскую областную Думу.
Департаментом образования разработан план мероприятий по реализации предложений Счетной палаты области, направленный на более эффективное и результативное использование средств, выделяемых на поддержку образования.

В соответствии с межведомственным планом мероприятий, направленных на выявление финансовых операций, имеющих признаки неправомерного использования средств организациями коммунального комплекса, Счетной палатой области совместно с прокуратурами Омсукчанского и Северо-Эвенского районов проведены проверки:
целевого и эффективного использования бюджетных средств на закупку твердого топлива (угля) муниципальными образованиями "поселок Омсукчан" и "поселок Дукат" Омсукчанского района в 2009-2011 годах;
использования муниципальными образованиями "поселок Эвенск", "поселок Ягодное", "Ягоднинский район" субсидий на частичное возмещение расходов на снижение платежей населения за тепловую энергию и электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Магаданской области за 2010 год.
Установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 4 971,6 тыс. рублей, направленных на приобретение твердого топлива муниципальными образованиями "поселок Омсукчан" и "поселок Дукат".
Материалы по результатам проверок направлены в прокуратуру области.
При проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных Департаменту ЖКХ на строительство объекта "Реконструкция котельной в пос. Дукат" по областной целевой программе "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2006-2010 годы", проведенной Счетной палатой области в 2010 году, установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 3 600,0 тыс. рублей.
По информации прокуратуры области от 14 июля 2011 года N 7-14/2011 по фактам неисполнения должностными лицами Департамента ЖКХ обязанностей по выполнению функций заказчика и причинения Магаданской области крупного ущерба в сумме 3 600,0 тыс. рублей, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области возбуждено уголовное дело и проводится предварительное следствие.

4. Организация контроля за устранением нарушений,
выявленных в предыдущие годы

В отчетном году Счетной палатой области осуществлялся контроль за исполнением представлений и реализацией предложений по устранению выявленных нарушений в прошлые периоды. Так, в 2011 году возмещены в областной бюджет денежные средства:
государственным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 1" в сумме 16,2 тыс. рублей;
государственным стационарным учреждением социального обслуживания населения "Магаданский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" - 141,1 тыс. рублей;
государственным учреждением здравоохранения "Магаданский областной противотуберкулезный диспансер" - 5,8 тыс. рублей;
государственным учреждением здравоохранения "Магаданская областная станция переливания крови" - 3,7 тыс. рублей.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального образования "поселок Синегорье", проведенной в декабре 2010 года, устранены финансовые нарушения на сумму 1 609,2 тыс. рублей. Проведена инвентаризация расчетов с арендаторами, сформирован реестр муниципального имущества, получение денежных средств подтверждено расписками получателей, на основании судебных решений возбуждено исполнительное производство в отношении предприятий и сотрудников, имеющих задолженность перед муниципальным образованием.
По итогам проверки государственного учреждения здравоохранения "Магаданский областной наркологический диспансер", проведенной в 2010 году, для решения вопроса по обеспечению здания учреждения системой горячего водоснабжения в рамках Программы модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы, утвержденной Постановлением администрации области от 28 марта 2011 года N 184-па "О Программе модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы", запланированы ассигнования на реконструкцию наружного участка сети теплоснабжения в сумме 4 543,3 тыс. рублей. По информации учреждения, конкурсы на размещение государственного заказа на выполнение вышеуказанных работ в связи с отсутствием заявок от поставщиков данного вида услуг дважды признавались несостоявшимися. В результате, указанные ассигнования по итогам 2011 года остались невостребованными.

5. Основные выводы и предложения по результатам
контрольной и экспертно-аналитической деятельности

Итоги проведенных в отчетном году контрольных мероприятий свидетельствуют о недостаточности мер, предпринимаемых участниками бюджетного процесса для обеспечения результативности, эффективности и целевого характера использования бюджетных средств, соблюдения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, норм гражданского и трудового законодательства.
Вместе с тем, следует отметить сокращение объема нарушений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств. Однако, по-прежнему не в должной мере осуществляется контроль за эффективным использованием государственного и муниципального имущества.
В ходе контроля за устранением нарушений Счетная палата области добивалась максимального исполнения своих представлений, которые снимались с контроля только после принятия всех необходимых мер.
Для предупреждения нарушений законодательства в проверенных органах исполнительной власти области, муниципальных образованиях и учреждениях области проводились итоговые совещания, на которых рассматривались результаты контрольных мероприятий и проведенной работы по устранению нарушений в период проверок.
План работы на 2012 год сформирован с учетом полномочий и видов деятельности, определенных Федеральным законом N 6-ФЗ и Законом области N 1428-ОЗ, а также поступивших предложений, рассмотрен и принят Коллегией Счетной палаты области 29 декабря 2011 года.
Запланировано проведение 12 контрольных мероприятий, в том числе проверка формирования и исполнения бюджета муниципального образования "Омсукчанский район". Кроме того, в 2012 году Счетная палата области примет участие в мероприятии, проводимом Счетной палатой Российской Федерации "Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за 2010-2012 годы".
Предусмотрены также мероприятия по организационной, методической, информационной и иной помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований, направленной на совершенствование форм и методов контроля, способствующей повышению его эффективности и обеспечению гласности в работе, как одного из факторов предупреждения и профилактики правонарушений в бюджетной сфере.


СКАЧАТЬ
 

  Версия для печати
 
 
 
 
 


Счетная палата является постоянно действующим государственным органом государственного финансового контроля Магаданской области, образуемым Магаданской областной Думой и ей подотчетным.


В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Магаданской области, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Магаданской области.

В рамках задач, определенных действующим законодательством и настоящим Законом, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Счетная палата обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Деятельность Счетной палаты не может быть прекращена в связи с роспуском Магаданской областной Думы.
 
 
 

На главную    |    Новости    |    Информация о проверках    |    Обратная связь     |  

 

© Контрольно-счетная палата Магаданской области 2010
685000, г.Магадан, ул. Пролетарская, д14
Тел./Факс: 8 (4132) 623773, 609737