Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты
Магаданской области за 2010 год
Утвержден решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Магаданской области,
протокол от 19 января 2011 года № 1
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 4 Закона Магаданской области от 10.11.2002 № 289-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» (далее – Закон № 289-ОЗ) о ежегодном представлении Магаданской областной Думе отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Магаданской области (далее – Счетная палата области).
1. Организационно-правовое обеспечение и особенности деятельности
Счетной палаты области
Полномочия Счетной палаты области определены Уставом Магаданской области, Законом № 289-ОЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ). В отчетном году Счетная палата области осуществляла деятельность
в соответствии с годовым планом, утвержденным постановлением Магаданской областной Думы от 16.12.2009 № 1721, обеспечивая контроль за формированием
и исполнением областного бюджета, бюджетов внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее − внебюджетный фонд ОЭЗ) и Магаданского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд ОМС), эффективным управлением и использованием областной собственности.
Организация работы строилась на основных принципах деятельности Счетной палаты области: законности, независимости, объективности, системности, гласности и ответственности.
В отчетном году прокуратурой Магаданской области проведена проверка полноты и своевременности осуществления Счетной палатой области контрольных полномочий. Согласно выводам прокуратуры Магаданской области в целом обеспечена полнота и своевременность осуществления полномочий государственного органа финансового контроля, установленных Законом № 289-ОЗ. Вместе с тем, для обеспечения неотвратимости наказания лиц, допустивших нецелевое использование бюджетных средств, рекомендовано заключить соответствующее соглашение и направлять материалы проверок в контрольное управление администрации Магаданской области для применения мер административной ответственности.
Проведено 27 заседаний Коллегии, на которых рассматривались
и утверждались результаты контрольных мероприятий (акты, представления),
заключения, оформленные по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС), утвержден план деятельности по противодействию коррупции на 2010-2011 годы
и рассмотрен проект плана работы Счетной палаты области на 2011 год.
Кроме того, с учетом изменений действующего законодательства, Коллегией утверждены новая редакция Регламента Счетной палаты области и распределение направлений деятельности между заместителем председателя и аудиторами.
В связи с внесением изменений в Закон № 289-ОЗ три должности государственной гражданской службы Магаданской области (аудитор Счетной палаты области) были упразднены и введены государственные должности Магаданской области – заместитель председателя и два аудитора.
Продолжено совместно со Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитическое мероприятие «Проведение мониторинга социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации в условиях перехода
на инновационный путь развития и подготовка информационно-аналитических записок о социально-экономической ситуации в регионах России» (проводится
с 2008 года).
Кроме того, в августе-сентябре 2010 года по обращению Счетной палаты Российской Федерации проводился мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации пожаров
и оказанию помощи пострадавшим.
Результаты мониторингов направлялись в Счетную палату Российской Федерации.
Проводилась работа по формированию кадрового резерва, в его состав включены три гражданина. Штат сотрудников полностью укомплектован.
В целях повышения профессионального уровня за отчетный период четыре сотрудника прошли обучение на курсах повышения квалификации, в том числе: один сотрудник − по программе «Аудит эффективности государственных ресурсов», двое сотрудников − по программе «Управление государственными
и муниципальными заказами» и один сотрудник − по программе «Работа
с прикладными комплексами Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации».
На основании плана по развитию Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – ГИАС КСО) проведены опытная эксплуатация и комплексные приемочные испытания средств автоматизации ГИАС КСО, комплекса программных средств аудита формирования и исполнения бюджета, планирования и контроля основной деятельности.
Счетная плата области подключена к хранилищу данных ГИАС КСО. Информация о ее деятельности ежеквартально размещается в указанном хранилище.
2. Основные результаты работы Счетной палаты области
В истекшем году основное внимание уделялось контролю за результативным
и эффективным использованием бюджетных средств и государственного имущества. Проведено 17 контрольных мероприятий, в том числе: 13 – в соответствии с планом работы, 4 внеплановых – по заданиям областной Думы и по поручениям губернатора Магаданской области.
Контрольными мероприятиями охвачено 20 объектов, из них: учреждений здравоохранения – 6, соцзащиты – 1, образования – 1, органов власти области – 2, муниципальных образований области – 7, коммерческих организаций − 3. Кроме того, фактическое наличие резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций проверено в четырех муниципальных образованиях области, в двух областных учреждениях и десяти объектах различных форм собственности.
В связи с проведением четырех внеплановых мероприятий не проведена планируемая проверка бюджета муниципального образования «Омсукчанский район».
По результатам контрольных мероприятий выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 58 114,8 тыс. рублей, в том числе: неправомерное использование средств – 2 112,7 тыс. рублей, нецелевое использование −
1 066,7 тыс. рублей, неэффективное использование средств и имущества –
18 218,6 тыс. рублей, прочие нарушения – 36 716,8 тыс. рублей (нарушения законодательства о закупках – 18 021,1 тыс. рублей, бюджетного законодательства – 4 584,6 тыс. рублей, нарушения ведения бухгалтерского учета – 5 703,5 тыс. рублей,
при строительстве объекта социального значения – 6 210,5 тыс. рублей и др.).
Основные показатели деятельности Счетной палаты области в 2010 году приведены в приложении № 1.
По требованию прокуратуры Магаданской области сотрудники дважды привлекались в качестве экспертов для проведения проверок:
- законности и обоснованности расходования средств бюджета муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в 2008-2009 годах, в том числе целевого использования средств, предусмотренных администрацией муниципального образования на приобретение легкового автомобиля. Проверкой установлено, что платежи по муниципальному контракту на его приобретение произведены в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и соответствуют их целевому назначению;
- целевого использования средств, выделенных областному государственному учреждению «Северо-Восточная база авиационной охраны лесов» на борьбу
с природными пожарами в 2010 году.
2.1. Результаты контрольных мероприятий и принятые по ним меры
Одним из направлений деятельности Счетной палаты области остается реализация функций контроля за расходованием средств областного бюджета
в отраслях социальной сферы.
Контрольные мероприятия, проведенные в сфере здравоохранения, были направлены на выявление наиболее значимых проблем при выполнении социальных обязательств перед населением, а также обеспечение результативности использования бюджетных средств и государственного имущества.
Так, в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения здравоохранения «Магаданский областной психоневрологический диспансер» (далее – Психоневрологический диспансер) проверено использование бюджетных инвестиций, предоставленных
на проектирование и строительство комплекса лечебного отделения
в 2008-2009 годах.
Распоряжением губернатора Магаданской области общая сметная стоимость строительства объекта утверждена в сумме 413 709,16 тыс. рублей,
в 2008-2009 годах на проектирование и строительство направлены бюджетные ассигнования в объеме 345 403,4 тыс. рублей.
При проверке установлено, что государственным заказчиком проектирования
и строительства названного комплекса – Департаментом здравоохранения администрации Магаданской области (далее – Департамент здравоохранения) функции по контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществлялись не в полном объеме.
Финансовые нарушения, выявленные при строительстве с использованием данных бюджетных инвестиций, составили 9 127,4 тыс. рублей, из них: расходы,
не предусмотренные проектно-сметной документацией, – 7 127,4 тыс. рублей, подрядчиком не поставлено предусмотренное контрактом оборудование на сумму 470,0 тыс. рублей. Психоневрологическим диспансером не предъявлены штрафные санкции за несоблюдение подрядчиком сроков выполнения работ в сумме
1 530,0 тыс. рублей.
При проверке финансово-хозяйственной деятельности этого учреждения также установлены нарушения трудового и бюджетного законодательства, неправомерное использование бюджетных средств (36,7 тыс. рублей), нарушения инструкций
по бюджетному учету и составлению отчетности.
Представление Счетной палаты области исполнено Психоневрологическим диспансером частично: возмещены в областной бюджет неправомерно использованные средства в сумме 35,5 тыс. рублей, приняты меры по списанию
не пригодного для эксплуатации имущества, проводятся мероприятия по внесению изменений в Устав и коллективный договор учреждения.
Вместе с тем, в Счетную палату области не представлена информация о мерах, принятых для восстановления в областной бюджет суммы необоснованного завышения стоимости оборудования, штрафных санкций за ненадлежащее выполнение подрядчиком обязательств, а также сведения о поставке недостающего оборудования и др.
В соответствии с планом работы проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения здравоохранения «Магаданский областной онкологический диспансер» (далее – Онкологический диспансер), государственного учреждения здравоохранения «Магаданский областной наркологический диспансер» (далее – Наркологический диспансер)
и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Медицинский колледж департамента здравоохранения администрации Магаданской области» (далее – Медицинский колледж).
В связи с тем что организация питания в лечебно-профилактических учреждениях области является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит
в число основных лечебных мероприятий, данному вопросу в ходе указанных проверок было уделено особое внимание.
Приготовление питания для больных Онкологического и Наркологического диспансеров в проверенном периоде осуществлялось Медицинским колледжем
на основании заключенных договоров. С этой целью в составе его штатной численности предусмотрены 8,75 единицы работников (медицинская сестра
по диетическому питанию, повара, кухонные рабочие).
При проверке Медицинского колледжа установлено, что продукты питания, поступившие от указанных диспансеров и закупленные колледжем самостоятельно, направлялись на общий продуктовый склад. Передача продуктов в столовую
(для производства готовых блюд) осуществлялась на основании общих накладных на отпуск товара. Раздельный учет поступления и выдачи продуктов
для организации питания в диспансерах, столовой медколледжа и оказания платных услуг общественного питания не велся.
Медицинским колледжем осуществлялась также поставка готовых блюд
в подразделения Управления внутренних дел области (Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей и др.). Продукция, производимая
в столовой, реализовывалась и в самом Медицинском колледже, и буфетах, расположенных в других организациях.
Таким образом, в столовой Медицинского колледжа осуществлялось производство готовой продукции как для лечебного питания больных названных диспансеров за счет бюджетных средств, так и для оказания платных услуг общественного питания. В такой ситуации невозможно оценить качество продуктов, направленных на приготовление блюд для больных перечисленных диспансеров,
их соответствие установленным нормам по набору продуктов и блюд, технологии приготовления и энергетической ценности.
С целью усиления контроля за сохранностью продуктов питания, соблюдением норм по лечебному питанию больных, предотвращению возможных злоупотреблений Счетной палатой области направлено губернатору Магаданской области письмо с предложением рассмотреть вопрос об организации питания больных Онкологического и Наркологического диспансеров на базе пищеблока областной больницы.
При проверке организации лечебного питания больных, установлены случаи нарушения ОАО «Городской молочный завод» и муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Новая Армань» условий поставки молочной продукции для нужд лечебных учреждений области.
Так, при проверке Наркологического диспансера установлено, что поставка сметаны производилась меньшей жирности, чем предусмотрено условиями договора поставки (вместо сметаны 25 % жирности поставлялась сметана 15 % жирности), при этом цена за поставленный товар оставалась неизменной.
Аналогичные случаи выявлены и при проверках Психоневрологического диспансера, государственного учреждения здравоохранения «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер» (далее – Противотуберкулезный диспансер), областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Магаданский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Между тем, меры ответственности
за поставку продукции, не соответствующей условиям заключенных договоров,
в отношении поставщиков ОАО «Городской молочный завод» и муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Новая Армань» указанными учреждениями не применялись.
Кроме того, отдельными бюджетными учреждениями не соблюдались нормы питания больных. Например, в первом квартале 2010 года Психоневрологическим диспансером нормы не соблюдались по десяти наименованиям продуктов питания (овощи – 60,6 %, рыба – 87,6 %, соки – 92,0 % и др.).
В Противотуберкулезном диспансере в марте 2010 года выполнение норм
по молочной продукции составило: по сметане – 66,0 %, творогу – 60,0 %; в августе 2010 года – по сметане – 57,0 %, творогу – 78,0 %, а также по свежим фруктам –
72,0 %.
С учетом изложенного губернатору Магаданской области направлено письмо
с предложением о необходимости проведения органами исполнительной власти Магаданской области (департаментами здравоохранения, образования, социальной поддержки населения) в рамках внутриведомственного финансового контроля проверки выполнения условий договоров поставки молочной продукции, соблюдения норм питания, а также требований к качеству и ассортименту поставляемых продуктов.
При проверке финансово-хозяйственной деятельности Медицинского колледжа выявлены финансовые нарушения на сумму 2 902,9 тыс. рублей,
в том числе: незаконное использование составило 5,4 тыс. рублей, неэффективное – 1 469,6 тыс. рублей, прочие нарушения – 1 427,9 тыс. рублей (превышение доведенных лимитов – 7,2 тыс. рублей, недоплачено за книгоиздательскую продукцию 14,4 тыс. рублей, в областной бюджет не перечислены средства
от приносящей доход деятельности – 1 122,7 тыс. рублей и др.).
В счет платежей очередного финансового года произведено перечисление аванса за услуги по электро и теплоснабжению в сумме 813,0 тыс. рублей. Между тем, ни постановлением губернатора Магаданской области от 16.02.2009 № 15-п
«О мерах по реализации Закона Магаданской области «Об областном бюджете
на 2009 год», ни условиями государственных контрактов на энергоснабжение
и теплоснабжение авансирование указанных услуг не предусмотрено. Таким образом, указанные денежные средства использованы неэффективно (статья 34
БК РФ).
Переплата по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Фонд социального страхования, составила 656,6 тыс. рублей, что так же является неэффективным использованием бюджетных средств. В результате несвоевременного принятия мер по возврату указанных сумм Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Магаданской области (далее – Налоговая инспекция) Медицинскому колледжу отказано в возмещении переплаты в сумме 103,6 тыс. рублей в связи с истечением срока исковой давности.
Проверкой порядка начисления и выплаты заработной платы установлена переплата заработной платы в сумме 5,4 тыс. рублей.
Внесенные в 2009 году в кассу работниками Медицинского колледжа остатки неиспользованных на оплату проезда к месту использования отпуска в 2008 году подотчетных средств на сумму 76,6 тыс. рублей не перечислены в областной бюджет (возмещены в период проверки).
С нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации осуществлено приобретение ценных подарков на общую сумму 22,2 тыс. рублей.
Наценки, утвержденные приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 27.11.2008 № 2-ПР/32 «Об утверждении предельных размеров наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при средних специальных и высших учебных заведениях», применялись
не ко всем продуктам, используемым для производства собственной продукции.
В результате потери доходов Медицинского колледжа и областного бюджета составили 81,2 тыс. рублей.
По итогам проверки в адрес Медицинского колледжа направлено представление об устранении выявленных нарушений. Педагогическим работникам выплачена компенсация на приобретение книгоиздательской продукции в сумме
14,4 тыс. рублей, удержана незаконно выплаченная заработная плата в сумме
5,4 тыс. рублей, стоимость телефонных переговоров в личных целях в сумме
3,7 тыс. рублей возвращена в кассу колледжа. Уточнены коды бюджетной классификации по оплате приобретения ценных подарков на сумму 7,3 тыс. рублей. Неэффективно использованные денежные средства (переплата по налогам) в сумме 274,5 тыс. рублей возвращены в областной бюджет. Фонд социального страхования возместил перерасход по больничным листам за 2009 год в сумме 244,6 тыс. рублей на лицевой счет Медицинского колледжа.
Организован раздельный учет продуктов питания и готовой продукции
для питания больных, находящихся на лечении в Онкологическом
и Наркологическом диспансерах. Должностные лица, виновные в незаконном
и неэффективном использовании бюджетных средств, нарушении действующего законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности.
При проверке финансово-хозяйственной деятельности Онкологического диспансера установлены финансовые нарушения на сумму 199,9 тыс. рублей,
из них: неправомерное использование средств, подлежащих возмещению в бюджет, составило 8,1 тыс. рублей, неэффективно использованы средства в сумме
20,0 тыс. рублей, имущество на сумму 136,8 тыс. рублей.
Кроме того, по рекомендации Счетной палаты области Онкологическим диспансером проведена проверка детализации междугородних телефонных переговоров по счетам за услуги связи и выявлены нарушения на сумму
24,5 тыс. рублей (внесены в кассу).
По информации руководства Онкологического диспансера возмещено
в областной бюджет 32,6 тыс. рублей, проводится работа по оформлению технических документов на неиспользуемое жилое помещение стоимостью
136,8 тыс. рублей для последующей передачи его собственнику имущества и др.
При проверке эффективного и целевого использования бюджетных
и внебюджетных средств Наркологическим диспансером установлены финансовые нарушения в сумме 3 520,1 тыс. рублей, из них: неправомерное использование – 12,3 тыс. рублей, неэффективное использование –
3 322,9 тыс. рублей, прочие нарушения – 184,9 тыс. рублей.
Неэффективно использованы бюджетные средства в результате оплаты авансов по договорам на услуги по тепло и водоснабжению в сумме
555,8 тыс. рублей, переплаты по единому социальному налогу в сумме
729,5 тыс. рублей, перечисления взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по договорам гражданско-правового характера в сумме
22,7 тыс. рублей, оплаты коммунальных услуг за помещение диспансерного отделения, не эксплуатируемое с июля 2009 года, в размере 354,3 тыс. рублей.
Кроме того, установлено, что медицинское оборудование общей стоимостью 1 658,2 тыс. рублей, приобретенное для применения в реабилитационном процессе, а также для оснащения палаты интенсивной терапии, фактически
не эксплуатируется по причине отсутствия дополнительного комплектующего оборудования.
При исполнении бюджетной сметы в 2009 году Наркологическим диспансером допущено превышение лимитов бюджетных обязательств на сумму 70,4 тыс. рублей (нарушение статьи 219 БК РФ).
Отдельным сотрудникам неверно произведен расчет среднего заработка
для оплаты ежегодных отпусков. В результате сумма недоначисленной заработной платы составила 12,5 тыс. рублей.
Не предъявлены штрафные санкции в сумме 101,0 тыс. рублей
за несвоевременное выполнение аварийно-восстановительных работ по ремонту фасада здания в соответствии с государственным контрактом. Следует отметить,
что здание не подключено к системе горячего водоснабжения, в связи с чем установлены и функционируют шесть водонагревателей, каждый из которых мощностью 1500 Вт. Для решения данного вопроса необходимо проведение реконструкции наружного участка сети теплоснабжения.
По итогам проверки Наркологическому диспансеру предложено совместно
с департаментом здравоохранения продолжить работу по организации капитального ремонта помещения диспансерного отделения, принять дальнейшие меры
по проведению реконструкции наружного участка сети теплоснабжения, дооснащению медицинским оборудованием палаты интенсивной терапии
и проинформировать Счетную палату области в 2011 году о принятых мерах
по решению указанных вопросов.
В ходе реализации представления Счетной палаты области произведен перерасчет сотрудникам Наркологического диспансера отпускных, возмещено
в областной бюджет 742,9 тыс. рублей (излишне уплаченные взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, переплата по единому социальному налогу), направлено в Арбитражный суд Магаданской области исковое заявление о взыскании в пользу областного бюджета неустойки (пени) за нарушение срока окончания работ по государственному контракту.
При проверке финансово-хозяйственной деятельности Противотуберкулезного диспансера выявлены нарушения действующего законодательства в сумме 582,4 тыс. рублей, в том числе: неправомерное использование бюджетных средств – 27,6 тыс. рублей; неэффективно использованы денежные средства в сумме 113,7 тыс. рублей, компьютерная и оргтехника стоимостью 208,2 тыс. рублей, прочие нарушения составили 232,9 тыс. рублей. Допущены нарушения правил ведения бюджетного учета и отчетности.
Отдельным работникам заработная плата начислялась в нарушение
или в отсутствие приказов, устанавливающих порядок ее выплаты (размеров, сроков). Сумма нарушений составила 104,9 тыс. рублей.
Незаконно возмещались отдельные виды расходов по проезду в отпуск. Сумма незаконно выплаченных средств составила 15,6 тыс. рублей. В период проверки денежные средства внесены на лицевой счет, из них 13,6 тыс. рублей возвращены
в областной бюджет.
Не предъявлена ООО «Северовостокхолод» неустойка за несвоевременное выполнение работ в сумме 5,8 тыс. рублей.
В 2008 году указанным диспансером приобретена служебная квартира.
В нарушение условий договора купли-продажи окончательная оплата за указанную квартиру произведена только в начале 2010 года, с задержкой на 381 день. В связи
с несвоевременной оплатой продавцу квартиры по решению суда выплачено
113,7 тыс. рублей (проценты за пользование денежными средствами, расходы
на оплату услуг представителя в судебном заседании, по уплате государственной пошлины). Таким образом, в соответствии со статьей 34 БК РФ денежные средства
в сумме 113,7 тыс. рублей использованы неэффективно.
Кроме того, имущество Противотуберкулезного диспансера балансовой стоимостью 208,2 тыс. рублей не используется по назначению (находится
в нерабочем состоянии и подлежит списанию).
При ведении бухгалтерского учета не соблюдались требования Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ)
и Инструкции по бюджетному учету (в части своевременной регистрации хозяйственных операций, проведения инвентаризации обязательств и др.),
что привело к недостоверности данных, отраженных в формах отчетности
за 2009 год, на сумму 133,2 тыс. рублей.
В целях реализации представления Счетной палаты области уточнена продолжительность отпусков работников за отработанные на условиях совместительства периоды, произведен перерасчет заработной платы, приняты меры к возмещению в областной бюджет неустойки (пени) в сумме 5,8 тыс. рублей, отражено в бюджетном учете выявленное в ходе проведения инвентаризации излишнее имущество, а также приняты меры по списанию компьютерной
и оргтехники, находящейся в нерабочем состоянии. Должностные лица, виновные
в незаконном и неэффективном использовании бюджетных средств, нарушении действующего законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Проверкой целевого и эффективного использования бюджетных
и внебюджетных средств государственным учреждением здравоохранения «Магаданская областная станция переливания крови» (далее – Станция переливания крови) установлены финансовые нарушения на сумму
951,3 тыс. рублей, из них: неправомерное использование составило 6,4 тыс. рублей, неэффективное использование – 88,1 тыс. рублей, прочие нарушения –
856,8 тыс. рублей.
При формировании бюджетной сметы на 2009 год плановый фонд оплаты труда завышен на 162,3 тыс. рублей (на компенсационные выплаты за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека).
По итогам проверки предложено скорректировать плановый фонд оплаты труда
на 2010 год с учетом фактической потребности в указанных компенсационных выплатах.
При исполнении бюджетной сметы в 2009 году в нарушение статьи 219 БК РФ допущено превышение лимитов бюджетных обязательств на сумму 3,7 тыс. рублей. Произведены расходы с нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в сумме 2,4 тыс. рублей. При компенсации расходов к месту использования отпуска и обратно допущена неправомерная выплата в размере 2,1 тыс. рублей. Своевременно не приняты меры по погашению задолженности по заработной плате, числящейся с 2006 года, в сумме
4,3 тыс. рублей.
В результате нарушения правил ведения бухгалтерского учета, в том числе несвоевременного отражения результатов инвентаризации за 2006 год, в отчетности не отражены данные о наличии медикаментов в сумме 492,8 тыс. рублей.
При проверке установлено неэффективное использование имущества стоимостью 88,1 тыс. рублей (гаражный бокс не эксплуатируется с 1994 года).
Станцией переливания крови не соблюдались требования трудового законодательства при расчете среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, на период учебного отпуска, служебной командировки.
На основании представления Счетной палаты области уменьшены лимиты бюджетных обязательств на 2010 год по оплате труда с учетом начислений в сумме 195,6 тыс. рублей, возмещено в областной бюджет 2,6 тыс. рублей, списана дебиторская задолженность по заработной плате, оприходованы излишки медикаментов за 2006 год, направлено ходатайство в комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области о передаче неиспользуемого гаражного бокса в состав имущества казны области.
Произведен перерасчет среднего заработка работникам за 2009 год
и I полугодие 2010 года. В результате сумма нарушений составила
130,1 тыс. рублей, из них: недоначисленная заработная плата – 63,7 тыс. рублей, излишне выплаченная – 66,4 тыс. рублей. Фактически возмещено в областной бюджет 9,3 тыс. рублей.
Общая сумма финансовых нарушений, выявленная при проверке финансово-хозяйственной деятельности государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Магаданский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее – Учреждение), составила 816,0 тыс. рублей, из них: неправомерное использование –
408,9 тыс. рублей; неэффективное – 3,6 тыс. рублей, прочие нарушения –
403,5 тыс. рублей.
Неэффективно использованы средства в сумме 3,6 тыс. рублей при оплате услуг по теплоснабжению (произведен авансовый платеж). В период с 01.01.2009
по 01.07.2009 Учреждением произведена оплата за услуги по теплоснабжению овощехранилища в сумме 64,7 тыс. рублей. Вместе с тем, указанное овощехранилище в сентябре 2008 года передано государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Магаданский областной психоневрологический интернат», то есть указанные денежные средства использованы неправомерно.
Своевременно не принимались меры по сверке с Налоговой инспекцией сумм уплаченных налогов и возврату их переплаты в бюджет области (по данным Налоговой инспекции сумма переплаты составила 421,2 тыс. рублей).
При расчете среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков не учтены требования Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. В результате сумма недоначисленной заработной платы только четырем работникам Учреждения за 2010 год составила 19,7 тыс. рублей.
Работникам Учреждения незаконно возмещались отдельные виды расходов
по проезду в отпуск. Сумма незаконно выплаченных средств составила
21,2 тыс. рублей.
В нарушение статьи 7 Закона области от 06.12.2004 № 507-ОЗ
«Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета,
а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета», работнику Учреждения незаконно компенсированы расходы по оплате переезда из Омской области в сумме 93,1 тыс. рублей.
Не принимались меры по своевременному возврату неиспользованных
на оплату переезда и провоза багажа денежных средств бывшим работником Учреждения (сумма задолженности составила 63,0 тыс. рублей).
Между Учреждением и ООО «Гранитас» 07.09.2009 заключен договор
на выполнение капитального ремонта фасада Учреждения на сумму
3 559,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, выделенных по распоряжению Президента Российской Федерации – 3 000,0 тыс. рублей, средств областного бюджета – 559,4 тыс. рублей. В состав работ, подлежащих выполнению по условиям договора, включена облицовка оконных проемов в наружных стенах
из оцинкованной стали с полимерным покрытием на сумму 500,7 тыс. рублей в срок до 30.11.2009. Однако по состоянию на 01.10.2010 указанные работы на сумму
166,9 тыс. рублей не выполнены. Вместе с тем, Учреждением неправомерно приняты и оплачены в 2009 году в полном объеме все работы по данному договору,
в том числе и работы по облицовке оконных проемов на сумму 500,7 тыс. рублей. Таким образом, денежные средства на момент проверки в сумме 166,9 тыс. рублей использованы неправомерно.
Не предъявлена ООО «Кармастройсервис» неустойка за несвоевременное выполнение работ в сумме 5,4 тыс. рублей (работы выполнены с задержкой
на 27 календарных дней).
Представление Счетной палаты области исполнено не в полном объеме: незаконно использованные денежные средства в сумме 28,7 тыс. рублей возмещены
в областной бюджет, произведен перерасчет заработной платы. Приняты меры
к возмещению неустойки (пени) в сумме 5,4 тыс. рублей (направлено исковое заявление в суд). Также направлено в суд исковое заявление о взыскании
с работника неиспользованных на оплату переезда и провоза багажа денежных средств в сумме 60,5 тыс. рублей, подготовлено исковое заявление о взыскании незаконно выплаченных средств на оплату переезда из Омской области в сумме
93,1 тыс. рублей. ООО «Гранитас» завершены работы по капитальному ремонту фасада Учреждения.
Вместе с тем, не проведена сверка с Налоговой инспекцией сумм уплаченных налогов. Меры по их возврату в бюджет области не приняты (по информации Учреждения планируются в I квартале 2011 года).
Следует отметить, что согласно статье 158 БК РФ полномочия
по осуществлению ведомственного финансового контроля за бюджетными учреждениями возложены на главного распорядителя бюджетных средств, в данном случае на департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области (далее – Департамент соцподдержки).
В 2010 году Департаментом соцподдержки проведена проверка правомерного и целевого расходования средств, выделенных Учреждению на 2009 год. Однако, большинство нарушений законодательства и неправомерного использования средств, выявленных проверкой Счетной палатой области в акте проверки Департамента соцподдержки от 31.05.2010, не отражены (неправомерное использование средств при оплате работ по ремонту фасада здания, оплата проезда
в отпуск и переезда из центральных районов страны и др.).
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 1» (далее – Лицей) выявлены нарушения действующего законодательства в сумме 2 119,6 тыс. рублей, из них: незаконное использование 44,8 тыс. рублей, нецелевое – 40,1 тыс. рублей, неэффективное – 1 786,4 тыс. рублей, прочие нарушения – 248,3 тыс. рублей.
При исполнении бюджетной сметы, в нарушение требований статьи 219 БК РФ, приняты бюджетные обязательства в объемах, превышающих пределы доведенных лимитов бюджетных обязательств на 39,2 тыс. рублей.
Не принимались меры к своевременному возмещению НОУ «Современная гуманитарная академия» эксплуатационных расходов по договору аренды – оплачены только за 2 квартала 2009 года. В I квартале 2010 года оплата
не производились. В результате на момент проверки потери доходов областного бюджета составили 648,0 тыс. рублей.
В 2009 году допущена переплата по единому социальному налогу
и страховым взносам на пенсионное страхование в сумме 922,7 тыс. рублей, прочим платежам в бюджет (земельный налог, налог на имущество и др.) в сумме
836,7 тыс. рублей, налогу на прибыль − 14,1 тыс. рублей, то есть денежные средства в общей сумме 1 773,5 тыс. рублей использованы неэффективно (статья 34 БК РФ).
При расчете среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков не учтены требования Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. В результате сумма недоначисленной заработной платы за 2009 год
пятнадцати работникам составила 44,9 тыс. рублей, сумма переплаты четырем работникам – 2,4 тыс. рублей.
Работникам Лицея незаконно компенсированы расходы на проезд в отпуск
в сумме 2,5 тыс. рублей.
Не принимались меры по своевременному возврату денежных средств, неиспользованных в 2009 году на проезд к месту использования отпуска, оплату транспортных и прочих расходов. На момент проверки общая сумма задолженности составила 46,2 тыс. рублей.
Не соблюдались нормы расхода топлива, утвержденные распоряжением Минтранса Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, что привело
к необоснованному списанию топлива в 2009 году на 38,9 тыс. рублей.
Закупка продуктов питания производилась не только у поставщиков, определенных на конкурсной основе, но и по разовым заявкам, ценам выше,
чем обусловлено условиями заключенных контрактов. В результате сумма неэффективно использованных средств составила 12,1 тыс. рублей.
Представление Счетной палаты области исполнено не в полном объеме: незаконно и неэффективно использованные денежные средства в сумме
43,6 тыс. рублей и 379,6 тыс. рублей соответственно возмещены в областной бюджет, произведен перерасчет заработной платы. Проведена сверка расчетов
с Налоговой инспекцией по уплаченным налогам, произведен зачет платежей
на сумму 44,3 тыс. рублей. Вместе с тем, Лицею отказано в возмещении переплаты
в сумме 309,3 тыс. рублей в связи с истечением срока исковой давности.
Следует отметить, что во всех проверенных учреждениях организация бухгалтерского учета не отвечает основным задачам учета: формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (выявлены нарушения правил ведения учета
по заработной плате, подотчетным лицам, при отражении операций по учету средств от приносящей доход деятельности, средств, поступающих во временное распоряжение, безвозмездного получения нефинансовых активов и др.).
По результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области (далее – Департамент ЖКХ
и КЭ) в 2009-2010 годах, на реализацию подпрограмм «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства
в Магаданской области» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Магаданской области» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы» (далее – ОЦП), установлены финансовые нарушения на сумму 3 645,5 тыс. рублей, из них: превышение бюджетных назначений – 45,5 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств – 3 600,0 тыс. рублей.
На выполнение работ по разработке региональных нормативов градостроительного проектирования и проведение экологической экспертизы подпрограммой «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Магаданской области» предусматривались ассигнования в размере 1 210,0 тыс. рублей. Вместе с тем, Департаментом ЖКХ
и КЭ сверх средств, предусмотренных на реализацию указанного мероприятия, использовано 45,5 тыс. рублей (исполнение составило 1 255,5 тыс. рублей).
В 2009 году за счет средств, выделенных на реализацию указанной подпрограммы, выполнены работы по корректировке генеральных планов населенных пунктов области и разработаны схемы территориального планирования районов. По информации Управления архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области (далее – Управление архитектуры) все генеральные планы утверждены представительными органами местного самоуправления, однако по состоянию на 04 октября 2010 года схемы территориального планирования Ольского и Ягоднинского районов не утверждены собраниями представителей.
Кроме того, за счет указанных средств разработаны правила землепользования и застройки двадцати шести поселений Магаданской области, из них утверждены органами местного самоуправления только шестнадцать.
В 2010 году из средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», Департаменту ЖКХ и КЭ выделены бюджетные ассигнования в объеме
4 200,0 тыс. рублей. В соответствии с областной адресной инвестиционной программой на 2010 год указанные средства предусматривалось направить
на разработку проектно-сметной документации и реконструкцию котельной
в пос. Дукат.
Между тем, выполнение проектных работ осуществлялось
ОАО «МагаданпромстройНИИпроект» в соответствии с государственным контрактом, заключенным в 2008 году на сумму 6 000,0 тыс. рублей со сроком выполнения работ до 20.11.2008. На момент проверки контракт исполнен сторонами не в полном объеме: отсутствуют документы, подтверждающие выполнение третьего этапа работ, оплата за первые два этапа произведена Департаментом ЖКХ
и КЭ в сумме 3 600,0 тыс. рублей (из них в 2010 году оплачено 1 800,0 тыс. рублей).
Согласно информации, представленной Департаментом ЖКХ и КЭ губернатору Магаданской области, на проектно-сметную документацию получено отрицательное заключение экспертизы Управления архитектуры, в результате чего было принято решение о строительстве в пос. Дукат котельной модульного типа. Таким образом, в соответствии со статьей 34 БК РФ бюджетные средства в сумме 3 600,0 тыс. рублей использованы Департаментом ЖКХ И КЭ неэффективно.
В целях оценки реализации на территории области постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Счетной палатой области ежегодно проводятся проверки фактического наличия резервов финансовых
и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При проверке, проведенной в отчетном году, установлено, что в областной резерв по состоянию на 01.07.2010 заложены материальные ресурсы на сумму 11 806,6 тыс. рублей. Вместе с тем, при формировании материального резерва
не в полном объеме обеспечена закладка запасов, предусмотренных постановлением администрации Магаданской области. Областным бюджетом на 2010 год Департаменту здравоохранения не предусматривались ассигнования на восполнение и замену (освежение) резервов медикаментов. В отчетном году дважды производилось изъятие материальных ресурсов из резерва на цели,
не предусмотренные постановлением администрации Магаданской области.
В муниципальном образовании «город Магадан» сформирована нормативная база в части создания, использования, хранения и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По состоянию на 15.12.2010 в местный резерв произведена закладка материальных ресурсов, приобретенных за счет средств бюджета муниципального образования, на сумму 7 330,3 тыс. рублей.
Из 276 наименований по номенклатуре фактически приобретено 243 наименования материальных запасов, что составляет 88,0 %.
Объектовые резервы материальных ресурсов созданы в пяти организациях, частично сформированы в муниципальном учреждении «Горсвет».
Всеми муниципальными образованиями области разработан и утвержден порядок создания, хранения и восполнения резерва материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
а также номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов. В бюджетах муниципальных образований, за исключением муниципального образования «Северо-Эвенский район», предусмотрены финансовые средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий природного и техногенного характера.
Местные резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций созданы частично только в трех районах области (Хасынском, Сусуманском, Ягоднинском).
Копии сводного акта проверки направлены губернатору Магаданской области и в областную Думу. Кроме того, губернатору Магаданской области направлено письмо о необходимости выделения дополнительных средств из областного бюджета на приобретение медикаментов и медицинского имущества. Предложение Счетной палаты области учтено при уточнении расходной части областного бюджета
на 2010 год.
В отчетном году по заданию областной Думы проведена внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности администрации муниципального образования «Поселок Синегорье» (далее – Администрация) за 2008-2010 годы.
При проверке выявлены неправомерное, нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, недостача денежных средств, нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Не осуществлялись должным образом полномочия по управлению муниципальным имуществом:
не велся Реестр имущества, его оценка, постановка на учет, списание
и инвентаризация не проводились.
Выборочной проверкой состояния расчетов по арендной плате за нежилые помещения установлена просроченная задолженность в сумме 253,2 тыс. рублей, однако претензионно-исковая работа в отношении должников не велась. Штрафные санкции за несвоевременное внесение арендной платы не применялись, с исковыми заявлениями в суд о взыскании задолженности Администрация не обращалась.
В 2009 году расходы на оплату труда выборных должностных лиц
и муниципальных служащих запланированы с превышением норматива
на 641,7 тыс. рублей. Фактические расходы также превысили нормативные
на 631,2 тыс. рублей.
При оформлении кассовых операций не соблюдались требования Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (сумма финансовых нарушений, выявленная в ходе проверки соблюдения кассовой дисциплины, составила 2 032,5 тыс. рублей).
Выявлена недостача денежных средств в сумме 728,4 тыс. рублей, в том числе из кассы Администрации выданы, но не подтверждены распиской получателя денежные средства в сумме 580,7 тыс. рублей (в период проверки получение денежных сумм подтверждено расписками получателей на сумму
318,0 тыс. рублей).
Не соблюдались требования Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в результате общая сумма нецелевого использования бюджетных средств составила 35,8 тыс. рублей.
Не в полной мере соблюдался принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьи 34 БК РФ (за применение бланков строгой отчетности не соответствующих требованиям законодательства муниципальное учреждение «Центр культуры пос. Синегорье» Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Магаданской области привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме
30,0 тыс. рублей).
Бухгалтерский учет в 2008-2009 годах осуществлялся с нарушением требований Закона № 129-ФЗ и Инструкции по бюджетному учету (в части своевременной регистрации хозяйственных операций, проведения инвентаризации обязательств, учета поступления и выбытия нефинансовых активов и др.).
Начиная с января 2010 года бухгалтерский учет не велся, регистры учета (журналы операций) к проверке не представлены. Материальные ценности (основные средства, материальные запасы), полученные в 2010 году, в бюджетном учете не отражены.
Общая сумма нарушений, выявленных при проверке, составила
5 039,8 тыс. рублей, в том числе: неправомерное использование бюджетных средств –15,1 тыс. рублей, нецелевое использование – 35,8 тыс. рублей, неэффективное использование – 30,0 тыс. рублей, несоблюдение требований к порядку ведения кассовых операций – 2 032,5 тыс. рублей, недостача денежных средств –
728,4 тыс. рублей, нарушение требований к ведению бухгалтерского учета –
1 205,7 тыс. рублей, прочие нарушения – 992,3 тыс. рублей.
В адрес Администрации направлено представление об устранении выявленных нарушений, исполнение которого намечено на 2011 год.
2.2. Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном году Счетной палатой области проводилась экспертиза проектов областных законов, влияющих на формирование и исполнение областного бюджета. Проведены экспертизы и подготовлены заключения по 44 проектам законов области, из них: на проекты законов об областном бюджете, бюджетах Внебюджетного фонда ОЭЗ и Фонда ОМС подготовлено 21 заключение, на проекты законов об изменении объемов финансирования областных целевых программ – 8, на законопроекты
по внесению изменений в законы области о бюджетном процессе, о межбюджетных отношениях и другие – 15.
При подготовке заключений учитывались результаты проведенных
за отчетный период контрольных мероприятий и результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Кроме того, подготовлено два экспертных заключения на годовой отчет
об исполнении областного бюджета и бюджета Фонда ОМС за 2009 год.
По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий внесено 59 предложений, из них учтено при рассмотрении и утверждении законов области – 51 предложение или 86,4 %.
В заключениях на законопроекты о внесении изменений в Закон области
«Об областном бюджете на 2010 год» Счетной палатой области внесены предложения, реализация которых позволила исключить нарушения бюджетного законодательства при исполнении областного бюджета, способствовала более эффективному использованию бюджетных средств.
Так, в заключениях Счетной палаты области указывалось на нарушение статьи 8 Закона области от 14.07.2008 № 594-ОЗ «О межбюджетных отношениях
в Магаданской области» при предоставлении муниципальным образованиям иных межбюджетных трансфертов на повышение заработной платы. Отмечалось,
что предлагаемые к утверждению объемы финансирования на реализацию отдельных ОЦП не соответствовали объемам, утвержденным нормативными актами области и др.
Кроме того, в процессе исполнения областного бюджета предлагалось уточнить плановые показатели поступления отдельных видов доходов.
В соответствии с рекомендацией Счетной палаты области уменьшены бюджетные назначения на проектирование и строительство объекта «Комплекс лечебного отделения государственного учреждения здравоохранения «Магаданский областной психоневрологический диспансер» на 23 165,0 тыс. рублей.
В заключении на проект областного бюджета на 2011 год, подготовленном
к первому чтению, Счетная палата области указала на ряд недостатков, допущенных при разработке проекта бюджета. Так, разработчиком не были учтены изменения, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ, объем доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства был спрогнозирован без учета изменения типов существующих бюджетных учреждений, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ и др.
В связи с изменениями, внесенными федеральными законами от 23.07.2010 № 185-ФЗ и от 03.11.2010 № 287-ФЗ, предлагалось уточнить объем поступлений государственной пошлины. Кроме того, в доходах областного бюджета не были предусмотрены доходы от уплаты процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов.
В целом по двум экспертным заключениям на проект закона «Об областном бюджете на 2011 год» для рассмотрения в первом и втором чтениях подготовлено
17 предложений, из них учтено 15 (88,2 %).
Подготовлено 7 заключений на проекты областных законов о бюджете Фонда ОМС, в том числе: 4 – на проекты законов о внесении изменений в бюджет
на 2010 год; 1 – на проект закона об исполнении бюджета за 2009 год; 2 – на проекты законов о бюджете на 2011 год к первому и второму чтениям.
По результатам проведенных экспертных мероприятий направлено
17 предложений, из которых учтено 15.
При подготовке заключений на внесение изменений в бюджет Фонда ОМС
на 2010 год в целях сокращения дефицита программы обязательного медицинского страхования предлагалось разработать план мероприятий по сокращению расходов на содержание Исполнительной дирекции и страховых медицинских организаций,
а так же пересмотреть штатную численность, однако действий со стороны дирекции не последовало.
Рекомендации и предложения Счетной палаты области на бюджет Фонда ОМС на очередной финансовый год были направлены на улучшение качества бюджетного планирования. Так, к рассмотрению проекта закона в первом чтении рекомендовали представить обоснования по увеличению расходов по сравнению с 2010 годом
на содержание Исполнительной дирекции. В соответствии со статьей 20 БК РФ предложено структурировать доходы по группам, наименование отдельных кодов доходов привести в соответствие с классификацией доходов бюджетов, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 30.12.2009 № 150н. Также указано, что в нарушение статьи 32 БК РФ в доходной части бюджета не отражены субсидии на проведение диспансеризации детей-сирот
и работающих граждан.
В заключении на законопроект ко второму чтению было предложено уменьшить расходы на содержание Исполнительной дирекции на 2011 год не менее чем на 1 200,0 тыс. рублей, данное предложение учтено.
2.3. Результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2009 год
В соответствии со статьей 264.4 БК РФ проверена бюджетная отчетность
за 2009 год 18 главных администраторов бюджетных средств. При проведении проверок установлено, что с нарушением графика представления годовой бюджетной отчетности, установленного Департаментом финансов администрации Магаданской области (далее – Департамент финансов), представлена бюджетная отчетность двух главных распорядителей: Департамента здравоохранения –
с задержкой на 11 дней, Управления культуры администрации Магаданской области – на 3 дня.
В нарушение Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Инструкция), не в полном объеме представлена бюджетная отчетность Управлением занятости администрации Магаданской области (не представлены Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств и Сведения о государственном (муниципальном) долге). Практически всеми главными администраторами не представлена Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет областного бюджета.
В ходе проверки бюджетной отчетности на предмет правильности заполнения форм отчетности установлено, что главными администраторами бюджетных средств при составлении отчетности нарушены требования 27 пунктов Инструкции. Так, Департаментом соцподдержки отдельные формы отчетности представлены без учета изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 09.11.2009 № 115н, справки по консолидируемым расчетам не содержат итоговых сумм расчетов с контрагентами, в справке о наличии имущества и обязательств
на забалансовых счетах движение денежных средств в рамках приносящей доход деятельности отражено как бюджетная деятельность и др.
Кроме того, остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств
на конец года из числа проверенных главных администраторов бюджетных средств составил 278 241,2 тыс. рублей или 1,8 % от общего объема расходов областного бюджета, однако ими допущено принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов в сумме 125,9 тыс. рублей, что является нарушением статьи 219 БК РФ.
Отдельными главными администраторами бюджетных средств пояснительные записки к бюджетной отчетности составлены с нарушением Инструкции:
не структурированы по разделам, не содержат полного анализа отчета
об исполнении бюджета и показателей финансовой отчетности, не представлена информация о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности основными фондами, отсутствуют сведения о своевременности поступления материальных запасов и др.
Показатели, приведенные в пояснительных записках, не в полной мере соответствуют показателям других форм отчетности. Например, в пояснительной записке Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области объем кредиторской задолженности по счету 030200000 указан в сумме 1 465,1 тыс. рублей, по данным баланса значится задолженность в сумме
877,6 тыс. рублей (отклонение 587,5 тыс. рублей) и др.
Таким образом, в бюджетной отчетности практически всех главных администраторов бюджетных средств отсутствует полнота
и информативность отчетных данных: заполнение форм отчетности
с нарушением установленных требований, несоответствие плановых назначений показателям Сводной бюджетной росписи, внутренняя несогласованность отдельных форм отчетности, отсутствие в пояснительных записках достаточной информации о результатах деятельности органов исполнительной власти.
Результаты внешней проверки бюджетной отчетности оформлены отдельными заключениями, которые направлены Департаменту финансов для сведения, а также ГАБС для принятия мер по недопущению выявленных нарушений при составлении годовой бюджетной отчетности в дальнейшем.
3. Взаимодействие с другими органами
По обращению прокуратуры Магаданской области включены в план работы
и проведены проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных органам местного самоуправления Среднеканского и Тенькинского районов
на мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2009-2010 годов.
Указанные контрольные мероприятия проводились с участием сотрудников прокуратур выше названных районов области.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных муниципальным образованиям Среднеканского района на подготовку отопительному сезону 2009-2010 годов, выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 990,8 тыс. рублей, неэффективное – 896,1 тыс. рублей, прочие нарушения составили 17 947,5 тыс. рублей.
При формировании и исполнении бюджета муниципального образования «Поселок Сеймчан» не обеспечен принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, предусмотренный статьей 32 БК РФ (в бюджете не отражено поступление
и расходование средств Внебюджетного фонда ОЭЗ в сумме 2 000,0 тыс. рублей).
Средства областного бюджета в сумме 990,8 тыс. рублей, выделенные
на реализацию мероприятий областной целевой программы «Доступное
и комфортное жилье – жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы», использованы на выплату заработной платы и расчеты с поставщиками, что
в соответствии со статьей 289 БК РФ является нецелевым использованием средств.
Муниципальные контракты на сумму 14 641,3 тыс. рублей заключены
без соблюдения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом
от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Оплата выполненных работ производилась без учета рекомендаций Магаданского областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы» о достоверности и обоснованности сметной стоимости работ, что привело к неэффективному использованию средств в сумме 896,1 тыс. рублей (статья 34 БК РФ).
По материалам проверки за нецелевое использование бюджетных средств администрация муниципального образования «поселок Сеймчан» привлечена прокуратурой района к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40,0 тыс. рублей. За несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг привлечен
к административной ответственности исполняющий обязанности главы администрации – в виде штрафа в сумме 50,0 тыс. рублей (Управление федеральной антимонопольной службы по Магаданской области).
Денежные средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 990,8 тыс. рублей восстановлены в бюджет муниципального образования.
По факту нарушения бюджетного законодательства прокурором Среднеканского района в адрес главы муниципального образования внесено представление о мерах по устранению выявленных нарушений.
При проверке использования средств органами местного самоуправления Тенькинского района («поселок Усть-Омчуг», «поселок Омчак», «поселок имени Гастелло», «поселок Мадаун») установлено, что в доходной части бюджетов проверенных муниципальных образований несвоевременно отражалось поступление целевых средств из Внебюджетного фонда ОЭЗ. В нарушение статей 215.1 и 217 БК РФ использование средств муниципальными образованиями «поселок Мадаун» и «поселок имени Гастелло» осуществлялось до их отражения
в доходах и расходах бюджета.
Муниципальным образованием «поселок Усть-Омчуг» внесение изменений
в бюджет на 2009 год произведено после завершения бюджетного года,
что противоречит статье 5 БК РФ. Администрациями муниципальных образований
не в полной мере осуществлялся контроль за исполнением поставщиками условий заключенных контрактов (отсутствуют гарантийные письма, не соблюдались сроки поставок, не представлены сертификаты качества на отдельные материалы).
По поручению губернатора Магаданской области с участием прокуратуры Ягоднинского района проведена внеплановая проверка деятельности администрации муниципального образования «поселок Ягодное» (далее –
МО пос. Ягодное) в части эффективности использования автотранспортной
и коммунальной техники, приобретенной в 2009 году за счет средств федерального
и областного бюджетов.
Проверкой установлено, что автотранспортная и коммунальная техника
в количестве трех единиц, полученная МО пос. Ягодное, в течение восьми месяцев
не использовалась по назначению.
Кроме того, согласие Управления Федеральной антимонопольной службы
по Магаданской области на предоставление муниципальной преференции ООО «Порядок» предоставлено на сумму 4 061,8 тыс. рублей. Несмотря на это, указанному обществу постановлением главы МО пос. Ягодное предоставлена муниципальная преференция путем передачи в безвозмездное пользование имущества стоимостью 5 805,1 тыс. рублей.
По информации прокуратуры Магаданской области исполняющим обязанности прокурора Ягоднинского района главе МО пос. Ягодное было внесено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, принесен протест на постановление главы «О предоставлении муниципальной преференции ООО «Порядок», а также в Арбитражный суд Магаданской области направлено исковое заявление о признании недействительной сделки по передаче имущества
в безвозмездное пользование.
По поручению прокуратуры Магаданской области в отчетном году проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Магаданская ипотечная компания» и ОАО «Региональная ипотечная компания».
При проверке ОАО «Магаданская ипотечная компания» установлены нарушения статей 35, 44, 85, 88, 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ
«Об акционерных обществах»: не создан резервный фонд, стоимость чистых активов ниже размера уставного капитала, не обеспечено ведение и хранение реестра акционеров, протоколов общих собраний акционеров и заседаний совета директоров, не подтверждена в установленном порядке достоверность данных годовой бухгалтерской отчетности за 2005-2007 годы и др.
Выявлены нарушения при оформлении договоров залога и на оказание услуг
в рамках ипотечного кредитования. Залоговое имущество перезаложено, договоры на оказание услуг с физическими лицами не содержат необходимую для их исполнения информацию (сроки исполнения, порядок расчетов и т.д.).
Устав общества не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства. Кроме того, установлены факты его несоблюдения: совершена сделка без согласования с советом директоров на сумму, превышающую 25,0 % активов (на 7 000,0 тыс. рублей), осуществлялась деятельность, не предусмотренная уставом (оказание финансовой помощи).
Установлены факты нарушения статей 2, 8, 9, 12 Закона № 129-ФЗ: некоторые хозяйственные операции совершались в отсутствии оправдательных документов,
не отражено в бухгалтерском учете имущество, полученное в качестве залога;
не в полном объеме проведена инвентаризация обязательств перед составлением годового отчета, не обеспечена достоверность данных бухгалтерской отчетности, бухгалтерский учет расчетов по заработной плате не организован должным образом и т.д. Например, расхождение между данными синтетического и аналитического учета по объему оказанных услуг составило: за 2006 год – 27,0 тыс. рублей,
за 2007 год – 1 003,2 тыс. рублей, за 2008 год – 1 206,9 тыс. рублей.
Установлены нарушения положения о служебных командировках:
не составлялся отчет о выполнении заданий по командировкам, что
не позволяет установить их целесообразность и эффективность расходования денежных средств, производилась выдача денежных средств в отсутствие оправдательных документов на сумму 225,0 тыс. рублей и др. При направлении работников в служебные командировки не соблюдались требования статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации в части сохранения среднего заработка.
В связи с не предоставлением необходимых документов проверка
ОАО «Региональная ипотечная компания» проведена не в полном объеме.
Установлены аналогичные нарушения, что и в ОАО «Магаданская ипотечная компания»: не создан резервный фонд, стоимость чистых активов ниже размера устав
|