Новости

О Контрольно-счетной палате

Ассоциация контрольно-счетных органов Магаданской области

Информация о проведенных контрольных и экспертных мероприятиях

Деятельность

Планы работ

Отчеты о работе

Антикоррупционная деятельность

Методические материалы

Документы

Госзакупки



 
 

 
«    Март 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 
 
 
 
 
 
 

Отчет о работе за 2013 год

 

Утвержден решением Коллегии
Контрольно-счетной палаты Магаданской области
от 22.01.2014 № 2


Настоящий отчет подготовлен в целях реализации статьи 16 Закона области от 24.10.2011 № 1428-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» (далее – Закон области № 1428-ОЗ) и включает в себя общие сведения о деятельности Контрольно-счетной палаты Магаданской области (далее – Счетная палата области) в 2013 году, а также результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

1. Организационно-правовое обеспечение и особенности деятельности
Счетной палаты области

Полномочия Счетной палаты области определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Уставом Магаданской области, Законом области № 1428-ОЗ.
Деятельность Счетной палаты области в 2013 году осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным решением Коллегии от 27.12.2012 № 25, и была направлена на реализацию основных задач в сфере внешнего государственного финансового контроля: организацию и осуществление контроля за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области (далее - Фонд ОМС), бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее – Внебюджетный фонд ОЭЗ), соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Магаданской области и др.
Организация работы традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективного функционирования органа внешнего государственного финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

В целях совершенствования внешнего финансового контроля в Магаданской области, повышения его качества, организации взаимодействия между Счетной палатой области и контрольно-счетными органами муниципальных образований (далее – КСО МО) в отчетном году проведены три семинара-совещания членов Ассоциации контрольно-счетных органов Магаданской области, на которых обсуждались основные проблемы совершенствования и повышения эффективности финансового контроля, применения положений Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», заслушивались информации руководителей КСО МО об участии в конференциях и курсах повышения квалификации, а также о вопросах, возникающих в процессе их деятельности.
В отчетном году аудитор Контрольной палаты муниципального образования «город Магадан» приняла участие в проведении Счетной палатой области плановой проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ), выделенных муниципальному образованию «город Магадан» на реализацию мероприятий областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Магаданской области на 2012 год».
Укрепление сотрудничества между Счетной палатой области и КСО МО, координация действий по формированию системы информации, обмен опытом и стандартами внешнего контроля позволяет комплексно решать поставленные задачи и выполнять полномочия, предусмотренные законодательством.

За 2013 год проведено 31 заседание Коллегии Счетной палаты области на которых утверждены: план работы на 2014 год, а также план работы по противодействию коррупции на 2014-2015 годы. В течение года рассматривались и утверждались результаты контрольных мероприятий (акты, представления), а также заключения, оформленные по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Кроме того, в связи с принятием новой редакции раздела БК РФ о государственном (муниципальном) финансовом контроле в части расширения полномочий контрольно-счетных органов утвержден в новой редакции стандарт финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

В соответствии со статьей 16 Закона области № 1428-ОЗ информация о проведенных контрольных мероприятиях, отчет о деятельности Счетной палаты области за 2012 год и план работы на очередной год размещались в хранилище данных государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов РФ, на официальных интернет-сайтах Счетной палаты области и Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Штат сотрудников укомплектован. В 2013 году три должностных лица Счетной палаты области прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе «Государственный финансовый контроль: управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации», один сотрудник - по программе «Бухгалтерский учет, отчетность, налогообложение и правовые вопросы в государственных и муниципальных учреждениях (казенные, бюджетные, автономные) в соответствии с новыми нормативными документами».
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому на контрольно-счетные органы субъектов РФ возложены полномочия по осуществлению аудита в сфере закупок, четыре сотрудника Счетной палаты области прошли обучение на специальных курсах.

2. Основные результаты работы Счетной палаты области

Мероприятия, предусмотренные планом работы на 2013 год, выполнены в полном объеме, проведено 12 контрольных мероприятий, охвачено проверками 22 объекта, из них: 3 органа исполнительной власти области, 8 муниципальных образований, 4 учреждения здравоохранения, 3 - социальной поддержки населения, по одному учреждению образования и культуры, 2 органа местного самоуправления.
Руководителям проверенных объектов направлено 11 представлений, содержащих 90 предложений. Сняты с контроля (исполнены) 6 представлений, полностью реализовано 75 предложений (83,3 %).
Необходимо отметить, что по поручению губернатора Магаданской области в отчетном году проведены две проверки: целевого и эффективного использования бюджетных инвестиций, выделенных департаменту строительства администрации области и оценка исполнения государственного задания на выполнение государственной услуги и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения «Магаданский государственный музыкальный и драматический театр» (далее – Драмтеатр) за 2012 год.
По всем контрольным мероприятиям материалы (акты, представления) направлены в прокуратуру области. О результатах их рассмотрения поступала информация, в которых отражена правомерность применения Счетной палатой области бюджетного, гражданского и трудового законодательства.

Для проведения финансово-экономической экспертизы в Счетную палату области поступило 44 проекта законов области и 102 проекта постановлений администрации области.
Всего в отчетном году проведено 168 экспертно-аналитических мероприятий, подготовлено 146 заключений на проекты нормативных правовых актов, 21 заключение по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и одно заключение по оценке состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В результате направлено Магаданской областной Думе, администрации области и органам исполнительной власти области 234 предложения, из них принято во внимание 193 (82,5 %).
Внесение изменений в действующее бюджетное законодательство предопределило увеличение экспертно-аналитической составляющей в деятельности Счетной палаты области. Для сравнения, в 2012 году проведено 101 экспертно-аналитическое мероприятие, внесено 150 предложений, из которых учтено 132.
Основные показатели деятельности за 2013 год приведены в приложении № 1.

2.1. Результаты контрольных мероприятий и принятые по ним меры
Приоритетными направлениями контрольной деятельности в отчетном году являлись отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная поддержка населения, культура), а также жилищно-коммунальное хозяйство.
Объем проверенных средств составил 1 489 316,0 тыс. рублей, в том числе: бюджетных – 1 161 589,2 тыс. рублей, Фонда ОМС – 309 668,5 тыс. рублей, внебюджетных – 18 058,3 тыс. рублей.
При проведении контрольных мероприятий установлены нарушения и недостатки на общую сумму 96 638,3 тыс. рублей, в том числе: неправомерное использование средств составило 667,2 тыс. рублей, неэффективное использование – 8 021,9 тыс. рублей, прочие нарушения - 87 949,2 тыс. рублей, из них: нарушения при осуществлении бухгалтерского учета – 40 949,2 тыс. рублей, не предъявлены подрядчикам штрафы за неисполнение обязательств по контрактам и договорам - 25 426,5 тыс. рублей, приняты обязательства сверх доведенных лимитов – 16 393,3 тыс. рублей, превышение сметной стоимости работ по капитальному ремонту МКД – 3 164,4 тыс. рублей и др.).

Несоблюдение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов РФ и Магаданской области повлекли за собой неправомерные расходы в сумме 667,2 тыс. рублей.
Так, в нарушение статьи 147 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), пункта 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» без проведения аттестации рабочих мест производилась повышенная оплата труда, предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда на общую сумму 175,7 тыс. рублей (в учреждениях: «Профессиональное училище № 3» и «Кожно-венерологический диспансер», администрации Среднеканского района и др.).
С нарушением нормативных правовых актов, регламентирующих порядок компенсации расходов по проезду в отпуск и провозу багажа к месту проведения отпуска или новому месту жительства, возмещены работникам расходы в сумме 176,2 тыс. рублей (администрация Среднеканского района, «Магаданский областной детский дом» и др.).
Кроме того, проверками выявлены многочисленные нарушения в использовании средств, направленных: на оплату труда работников бюджетных учреждений, расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 96,6 тыс. рублей, на социальную поддержку отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг - 51,6 тыс. рублей, компенсацию стоимости проезда в пассажирском транспорте городских маршрутов детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей – 106,2 тыс. рублей и др.

Неэффективное использование денежных средств установлено на сумму 3 311,2 тыс. рублей, имущества – 4 710,7 тыс. рублей.
Так, учреждением «Хасынская районная больница» своевременно не были приняты меры к возмещению средств в сумме 446,4 тыс. рублей за электроэнергию, использованную ООО «ПСО Магаданская кровля и фасад» при проведении ремонтных работ в соответствии с субабонентским договором электроснабжения. В результате проведенной претензионно-исковой работы после проверки Счетной палаты области учреждением получено от подрядчика гарантийное обязательство о возмещении указанной суммы в срок до 31.01.2014, что также подтверждается информацией прокуратуры области.
Драмтеатром за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведены расходы, напрямую не связанные с оказанием государственных услуг (работ), на общую сумму 847,2 тыс. рублей, в том числе: выплачена заработная плата персоналу общежития и буфетчице, вознаграждение по договорам гражданско-правового характера за написание сценариев корпоративных концертов, проводимых на платной основе в честь юбилея Сбербанка, Дня энергетика, оплачен учебный отпуск при получении второго высшего образования и др.
Учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» неэффективно использованы бюджетные средства в сумме 100,3 тыс. рублей (санкции за нарушение законодательства об уплате страховых взносов и об индивидуальном (персонифицированном) учете и др.).
Результаты оценки эффективности работы поликлиники и стационара учреждения «Онкологический диспансер» в 2010-2011 годах, проводимой в рамках Аудита эффективности, свидетельствовали о неэффективной работе круглосуточного стационара в 2010 году. При финансовом обеспечении на 108,1 %, коечный фонд использовался на 91,0 %. В результате не был в полной мере реализован принцип эффективности при расходовании бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 БК РФ, соответственно средства в сумме 1 738,6 тыс. рублей использованы неэффективно.
Проверкой использования приобретенного в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2013 годы (далее – Программа модернизации здравоохранения) имущества установлено, что учреждением «Поликлиника № 3» медицинское оборудование в количестве 7 единиц стоимостью 3 739,9 тыс. рублей (78,2 % от стоимости поступившего оборудования) не использовалось в связи с отсутствием в учреждении специалистов, проведением в помещениях ремонтных работ и др. (от 4 до 16 месяцев). В целях реализации представления Счетной палаты области 2 единицы оборудования переданы бюджетным учреждениям «Детская больница» и «Магаданская областная больница», 5 единиц оборудования введено в эксплуатацию.
В составе имущества казны муниципального образования «Среднеканский район» учтены три жилых помещения (квартиры) балансовой стоимостью 140,6 тыс. рублей. К проверке не представлены документы, подтверждающие использование указанных помещений, а также принадлежность одной из квартир к специализированному жилому фонду. Для создания условий для проживания жилые помещения отремонтированы и оборудованы мебелью, плата за проживание в них в местный бюджет не поступала, неэффективное использование муниципального имущества составило 140,6 тыс. рублей. Информация о принятых мерах администрацией района не представлена, между тем, эффективное использование имущества является одним из способов увеличения доходной части бюджета.
В учреждении «Хасынская районная больница» 8 месяцев не использовалась камера дезинфекционная стоимостью 310,0 тыс. рублей в связи с проведением капитального ремонта подвала. По информации учреждения оборудование введено в эксплуатацию 20.08.2013.
В рамках реализации представления Счетной палаты области Драмтеатром приняты меры по списанию автомобиля ГАЗ 3110 балансовой стоимостью 520,2 тыс. рублей, не использовавшегося в течение длительного времени (распоряжение комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области от 21.08.2013 № 557).

Общий объем прочих финансовых нарушений составил 87 949,2 тыс. рублей (нарушения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, принятие бюджетных обязательств сверх установленных лимитов, оплата средств подрядчикам с превышением сметной стоимости, рекомендованной по результатам экспертизы проектно-сметной документации и др.).
Исполнение бюджета по расходам отдельными получателями средств осуществлялось с нарушением требований статьи 219 БК РФ, предусматривающей принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных до них лимитов. Общая сумма таких нарушений составила 16 393,3 тыс. рублей.
Так, приняты обязательства по проведению капитального ремонта сверх доведенных лимитов, предусмотренных Программой модернизации здравоохранения, учреждениями: «Хасынская районная больница» - 13 469,9 тыс. рублей, «Поликлиника № 3» - 1 343,6 тыс. рублей. В рамках реализации представления Счетной палаты области учреждению «Хасынская районная больница» увеличены бюджетные ассигнования для завершения расчетов с подрядчиком за выполненные ремонтные работы. Учреждением «Поликлиника № 3» по одному договору дополнительным соглашением от 17.06.2013 уменьшена стоимость работ, другой договор расторгнут по соглашению сторон.
При исполнении бюджетной сметы в 2012 году учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов в сумме 665,7 тыс. рублей, департаментом социальной поддержки населения администрации области (далее – Департамент социальной поддержки) - в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования на выплату регионального материнского капитала на 363,8 тыс. рублей.
Объектами контрольных мероприятий не всегда обеспечивался должный контроль за соблюдением условий заключенных контрактов (договоров). Общая сумма не предъявленных штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ, поставки оборудования, рассчитанная на момент проведения контрольных мероприятий, составила 25 426,5 тыс. рублей, в том числе учреждениями: «Хасынская районная больница» – 19 601,4 тыс. рублей, «Поликлиника № 3» – 3 449,0 тыс. рублей, «Кожно-венерологический диспансер» – 19,2 тыс. рублей, администрацией Среднеканского района – 2 281,2 тыс. рублей и др.
Следует отметить, что учреждением «Хасынская районная больница» после проверки Счетной палаты области начата претензионно-исковая работа. На 01.01.2014 частично удовлетворены исковые требования к ООО «Северовостокхолод» о взыскании неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по проведению ремонтных работ на сумму 359,8 тыс. рублей (решения Арбитражного суда Магаданской области от 22.11.2013).

Как и в предыдущие годы, одним из наиболее часто встречающихся нарушений является несоблюдение требований по ведению бухгалтерского учета. В структуре всех финансовых нарушений, выявленных в отчетном году, данные нарушения составили значительную часть - 42,3 % или 40 949,2 тыс. рублей.
Так, по состоянию на 01.01.2013 в консолидированном балансе муниципального образования «Среднеканский район» не отражены нефинансовые активы имущества казны стоимостью 31 922,2 тыс. рублей. Следует отметить, что главой администрации Среднеканского района не представлена информация о принятых мерах по реализации представления Счетной палаты области в части осуществления бухгалтерского учета имущества казны в соответствии требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
В учреждении «Магаданский родильный дом» в результате несвоевременной постановки на баланс приобретенного медицинского оборудования в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения занижена сумма амортизации, что также повлекло отклонение в исчислении налога на имущество. Общая сумма нарушений составила 664,3 тыс. рублей.
При ведении бухгалтерского учета учреждениями «Профессиональное училище № 3» и «Магаданский областной детский дом» не в полной мере соблюдались требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» в части своевременности регистрации хозяйственных операций на соответствующих счетах, нарушения составили 2 942,3 тыс. рублей.

В зависимости от характера выявленных нарушений проверенными организациями проводились мероприятия, направленные на их устранение, в ряде случаев устранение осуществлялось непосредственно в период проверки.
Для исполнения представлений Счетной палаты области объектами контроля разработаны и осуществляются мероприятия по реализации наших предложений и рекомендаций. Устранены финансовые нарушения на сумму 24 946,7 тыс. рублей, из них возмещено в бюджеты всех уровней 876,5 тыс. рублей, уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 3 164,4 тыс. рублей.
Привлечено к дисциплинарной ответственности шесть человек, уменьшен размер премии трем сотрудникам проверенных организаций.
В то же время, администрацией муниципального образования «Среднеканский район» не в полном объеме приняты меры по исполнению представления Счетной палаты области от 19.06.2013.
Так, не предпринято действий по взысканию с индивидуального предпринимателя Фирсова П.Н. и индивидуального предпринимателя Рябоволовой Е.П. неустойки в сумме 2 281,2 тыс. рублей за несоблюдение сроков поставки товаров в рамках муниципальных контрактов. В связи с чем, прокуратурой Среднеканского района в отношении администрации Среднеканского района возбуждено производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП), по результатам рассмотрения которого администрация привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 10,0 тыс. рублей.
Кроме того, Счетной палатой области предложено администрации района принять меры к приведению объема муниципального долга в соответствие с ограничениями, установленными статьей 107 БК РФ. Информация об устранении указанного нарушения не предоставлена.
По информации прокуратуры области по факту изменения условий исполнения муниципального контракта на поставку автомобиля Mitsubishi Pajero в одностороннем порядке прокуратурой района в отношении главы администрации района возбуждено административное производство по части 2 статьи 7.32 КоАП, которое направлено для рассмотрения в УФАС России по Магаданской области.

По результатам внешней проверки бюджетной отчетности Департамента социальной поддержки в план работы Счетной палатой области включено контрольное мероприятие «Анализ и оценка эффективности использования средств, направленных на оказание социальной помощи и социальную реабилитацию несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию» в учреждении социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» (далее – Центр) и его филиале в г. Магадане (далее – Филиал).
Проверкой установлено, что основные показатели деятельности Центра и Филиала на протяжении последних пяти лет снижаются. Так, в 2012 году выполнение Центром показателей по койко-дням составило 31,1 % от утвержденного плана по сравнению с 57,9 % в 2008 году (снижение в 2,3 раза). По Филиалу аналогичные показатели составили 67,5 % и 97,6 % соответственно (снижение в 1,5 раза).
В 2008 году средняя наполняемость Центра составляла 29 человек в год (при плане - 50 человек), в 2012 году – 12,5 человек (при плане - 40 человек), то есть 43,1 % от показателей 2008 года. Аналогичные показатели по Филиалу составили в 2008 году - 19,5 человека, в 2012 году – 13,5 человек (69,2 %) при плановой наполняемости в 20 человек.
Увеличение расходов на содержание Центра и Филиала и снижение наполняемости привело к росту расходов на содержание воспитанников в 2012 году по сравнению с 2010 годом (в Центре в 2,2 раза, в Филиале в 1,3 раза). При более высоких показателях деятельности Филиала штатная численность его работников в 1,46 раза ниже численности работников Центра, в том числе: медицинского персонала в 1,8 раза, работников отделения социальной реабилитации в 1,4 раза, работников столовой в 1,7 раза.
В целях повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств Департаменту социальной поддержки направлены предложения о необходимости (целесообразности) деятельности Филиала как обособленного подразделения Центра с правами юридического лица; пересмотре плановой наполняемости Центра; оптимизации штатной численности с учетом фактически выполняемого объема услуг.
По информации Департамента социальной поддержки в целях реализации указанных предложений уменьшена плановая наполняемость с 60 до 50 мест (распоряжение губернатора области от 06.12.2013 № 572-р), принято решение об изменении статуса Филиала как самостоятельного юридического лица. Планируется сокращение штатной численности работников на 8,25 единиц. Ожидаемая экономия бюджетных средств составит 2 826,0 тыс. рублей.

2.2. Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном году проведена финансовая экспертиза 44 проектов законов об исполнении областного бюджета, бюджетов Фонда ОМС и Внебюджетного фонда ОЭЗ, внесении изменений в них, проектов бюджетов на 2014 год, а также проектов иных законов области (о Программе развития Особой экономической зоны в Магаданской области на 2013 и 2014 годы, о Резервном фонде Магаданской области, о дорожном фонде Магаданской области и др.). Кроме того, проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета Фонда ОМС.
Следует отметить, что экспертиза четырех проектов законов области о внесении изменений в областной бюджет и одного – о внесении изменений в бюджет Фонда ОМС проводилась дважды.
Подготовлены и направлены Магаданской областной Думе 61 предложение, из которых при рассмотрении и утверждении законов области учтено 53. Анализ замечаний и предложений Счетной палаты области, направленных по результатам финансово-экономической экспертизы законопроектов, показал, что значительная часть наших предложений (86,9 %) учтена при их утверждении.
Так, приведены в соответствие с бюджетной классификацией наименования и коды разделов, подразделов, целевых статей и виды отдельных расходов областного бюджета и бюджета Фонда ОМС, положения отдельных проектов законов приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, уточнены объемы финансирования областных целевых программ и др.
В целях реализации положений статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ Счетной палатой области в отчетном году проведена финансово-экономическая экспертиза 102 проектов нормативных правовых актов органов государственной власти области (далее – НПА) в части, касающейся расходных обязательств области, в том числе 29 государственных программ Магаданской области, направлено 171 предложение, из которых реализовано 140 (81,9 %).
Анализ рассмотренных проектов НПА и их финансово-экономических обоснований показал, что некоторые из них составлены без соблюдения требований действующих правовых актов, недостаточно верно просчитаны объемы финансирования и целевые показатели результативности их реализации. В отдельных проектах только констатировалась сумма средств, необходимая для реализации программных мероприятий, а финансово-экономические обоснования отсутствовали. Экспертиза двух проектов государственных программ: «Сохранение и воспроизводство объектов животного мира, в том числе на особо охраняемых природных территориях регионального значения Магаданской области» на 2014-2016 годы» и «Развитие социальной защиты населения Магаданской области» на 2014-2018 годы» проводилась дважды (возвращались на доработку).

В рамках бюджетных полномочий по подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств (далее – ГАБС) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Об осуществлении главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в 2013 году». Заключение, подготовленное по результатам мероприятия, с выводами и предложениями направлено губернатору области.
Результаты обследования свидетельствуют о недостаточности штатной численности в органах исполнительной власти для выполнения бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Отсутствует также системный подход к организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Только в 5 из 14 проверенных ГАБС предусмотрены штатные сотрудники (ревизоры – 1 или 2 человека), основными должностными обязанностями которых является осуществление внутреннего финансового контроля (проверки, ревизии). В 3 органах исполнительной власти функции внутреннего финансового контроля уполномочены осуществлять работники различных отделов (бухгалтерия, организационно-контрольный, финансово-экономический, транспортный) при выполнении ими других должностных обязанностей. В 6 органах исполнительной власти должности указанных работников не предусмотрены.
В 2013 году 10 из 14 ГАБС осуществляли внутренний финансовый контроль, проводили проверки подведомственных организаций (проверки ведения бюджетного учета, использования субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, средств в рамках областных целевых программ, начисления и выплаты заработной платы и др.).
Уполномоченные должностные лица по проведению внутреннего финансового аудита ГАБС не назначались, кроме департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации области, где членами комиссии по внутреннему финансовому аудиту назначены одни и те же лица, что и в комиссии по внутреннему финансовому контролю. Внутренний финансовый аудит ГАБС не осуществлялся.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия, в целях повышения эффективности бюджетных расходов предложено: принять единый на уровне субъекта РФ порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, предусматривающего стандарты и описание процедур их проведения, а также условие по отражению в годовой бюджетной отчетности администраторов бюджетных средств информации о проведении проверок достоверности бюджетной отчетности подведомственных организаций; предусмотреть ГАБС штатную численность для реализации указанных бюджетных полномочий.

2.3. Результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2012 год
В отчетном году Счетной палатой области проверена бюджетная отчетность 19 ГАБС.
Установлено, что при исполнении областного бюджета ГАБС и подведомственными им учреждениями приняты недостаточные меры по повышению эффективности использования бюджетных средств. Так, на 01.01.2013 переплата по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондами составила 7 709,1 тыс. рублей.
Сверх доведенных лимитов приняты бюджетные обязательства в сумме 10 760,0 тыс. рублей (статья 219 БК РФ), что послужило одной из причин образования кредиторской задолженности.
При составлении годовой отчетности не в полной мере соблюдались требования инструкций о порядке их составления и представления (установлены нарушения 27 пунктов). Так, например, в отчетности департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации области (далее – Департамент ЖКХ) не отражена стоимость особо ценного имущества, что привело к недостоверности показателей бухгалтерской отчетности.
При ведении бухгалтерского учета не соблюдались отдельные положения Федерального закона о бухгалтерском учете, нормативных актов об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкций по его применению, что привело к недостоверности данных, отраженных в бюджетной отчетности (Департамент ЖКХ, ГУ «Администрация Особой экономической зоны»).
При формировании сводной бюджетной отчетности не всеми ГАБС произведена выверка взаимосвязанных показателей отчетности бюджетных и автономных учреждений, что привело к несоответствию данных отчетности на 33 596,4 тыс. рублей (департамент здравоохранения администрации области (далее – Департамент здравоохранения), департамент ветеринарии администрации области и др.).
Текстовая часть Пояснительной записки к отчетности отдельных ГАБС не в полном объеме отражает информацию, характеризующую показатели деятельности за отчетный период.
Заключения по результатам внешней проверки отчетности направлены ГАБС для принятия мер по недопущению выявленных нарушений при составлении бюджетной отчетности в дальнейшем.

3. Взаимодействие с другими органами

Счетная палата области осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с контрольными органами, органами государственной власти и правоохранительными органами на основании заключенных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве.
Так, в целях совершенствования государственного финансового контроля, повышения эффективности деятельности, а также обмена информацией о результатах проверок, в 2013 году Счетной палатой области заключено соглашение о сотрудничестве с Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области.
Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве с Фондом ЖКХ по вопросам законности и эффективности использования средств финансовой поддержки Магаданской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, предоставленных Фондом ЖКХ.
В рамках заключенного соглашения в отчетном году проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета и Фонда ЖКХ на реализацию мероприятий областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Магаданской области на 2012 год» (далее – Программа, Программные мероприятия). Проверкой охвачены семь муниципальных образований области (далее – МО), при этом, использование средств МО «город Магадан» проверено с выходом на место - в департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики мэрии г. Магадана (далее – Департамент ЖКХ г. Магадана), шесть МО – на основании представленных материалов и документов по запросам.
При проверке установлена несогласованность положений Порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденного постановлением администрации области от 09.02.2012 № 68-па (далее – Постановление № 68-па) и приложения № 1 к нему в части установления сроков составления и опубликования протоколов оценки и сопоставления конкурсных заявок, а также заключения договоров подряда.
Для устранения указанного несоответствия министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области рекомендовано принять меры по внесению соответствующих изменений в Постановление № 68-па.
С учетом средств собственников жилых помещений на реализацию Программных мероприятий предусматривались ассигнования в сумме 110 776,9 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 110 858,9 тыс. рублей, что больше утвержденных назначений на 82,0 тыс. рублей. Указанное превышение установлено при проверке Департамента ЖКХ г. Магадана, при этом, не в полном объеме использованы средства на установку общедомовых приборов учета (остаток 10,5 тыс. рублей), на ремонт крыши и внутридомовых инженерных сетей направлено на 36,9 тыс. рублей и 55,6 тыс. рублей больше предусмотренных Программой.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) капитальный ремонт многоквартирных жилых домов (далее – МКД) обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке узлов управления и регулирования потребления коммунальных ресурсов. Вместе с тем, работы по монтажу и наладке узла расхода тепловой энергии на отопление при капитальном ремонте МКД в п. Мяунджа не проводились.
Муниципальные программы, наличие которых предусмотрено Законом № 185-ФЗ, не приняты в трех муниципальных образованиях (п. Холодный, п. Мяунджа, с. Талон). Кроме того, капитальный ремонт МКД в п. Ягодное, проведенный в 2012 году, предусматривался муниципальной программой в 2008 году (соответствующие изменения в программу не внесены). Следует отметить, что органами местного самоуправления МО п. Ягодное не утвержден порядок выплаты собственниками помещений в МКД средств на долевое финансирование, в том числе порядок рассрочки указанных выплат, в соответствии с Законом № 185-ФЗ.
Проектно-сметная документация по отдельным видам работ не подтверждена положительными заключениями МОГАУ «Управление государственной экспертизы» (далее – Управление экспертизы). Так, в отсутствие указанных заключений проведены отдельные работы по капитальному ремонту МКД в г. Магадане на сумму 10 569,9 тыс. рублей.
При заключении договоров подряда не в полной мере соблюдались условия конкурсной документации: не выделялась сумма НДС, увеличен размер авансовых платежей, не предусматривался способ обеспечения исполнения обязательств подрядчика по устранению выявленных дефектов в гарантийный период, не всегда вносились денежные средства в целях обеспечения обязательств по устранению дефектов, выявленных в гарантийный период.
При проверке использования средств на капитальный ремонт МКД в г. Магадане установлены случаи превышения сметной стоимости работ, рекомендованной Управлением экспертизы. Необходимо отметить, что указанные нарушения допускались при выполнении работ подрядчиками, не являющимися плательщиками НДС, при этом, управляющими организациями затраты по капитальному ремонту искусственно завышались на сумму НДС.
Общая сумма средств, использованных с превышением сметной стоимости на сумму НДС, составила 3 164,4 тыс. рублей. Следует отметить, что пунктом 4.4.7 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств Фонда ЖКХ, предусмотрено, что за итогом сводного сметного расчета рекомендуется учитывать средства на покрытие затрат по уплате НДС. По результатам проверки мэрией г. Магадана представлены документы, подтверждающие использование средств на покрытие затрат подрядчика по уплате НДС в полном объеме (перечислено в бюджет).
Для предотвращения использования средств с превышением сметной стоимости рекомендовано в Постановлении № 68-па предусмотреть различные способы заключения договоров подряда: в случаях, когда подрядчик является плательщиком НДС и когда не является таковым.
Распоряжением губернатора области от 30.03.2012 № 178-р «в целях упорядочения качества проведенного капитального ремонта в многоквартирных домах» создана рабочая группа, в состав которой включены представители органов исполнительной власти области. Между тем, в работе комиссий по приемке МКД в эксплуатацию представители указанных органов исполнительной власти области участия не принимали.
Отчет по результатам проверки направлен губернатору Магаданской области, в Магаданскую областную Думу и министру строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.

В отчетном году завершен Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 гг., проведенный Счетной палатой РФ с участием контрольно-счетных органов субъектов РФ. По результатам контрольного мероприятия подготовлены и направлены в Счетную палату РФ, администрацию области, Магаданскую областную Думу отчет и информации.
В ходе контрольного мероприятия установлено:
- территориальная программа государственных гарантий, в том числе территориальная программа обязательного медицинского страхования не сбалансированы по источникам финансирования;
- не в полной мере осуществлялась работа по внедрению наиболее эффективных технологий оказания медицинской помощи, недостаточно использовались менее затратные виды медицинской помощи (стационар на дому, стационар дневного пребывания и т.д.);
- неотложная медицинская помощь осуществлялась подразделениями скорой и стационарной медицинской помощи в отсутствие соответствующих подразделений в амбулаторно-поликлиническом звене;
- при планировании объемов медицинской помощи, доведении государственного задания, не в полной мере учитывалась потребность населения в отдельных видах медицинской помощи, что в конечном результате привело к перевыполнению показателей по одним видам медицинской помощи и невыполнению по другим;
- несмотря на принимаемые в регионе меры по улучшению кадровой ситуации в системе здравоохранения, за 2011 год укомплектованность врачебными кадрами составила - 46,1 %, средним медицинским персоналом – 63,1 %, коэффициент совместительства 2,0 и 1,5 соответственно;
- в проверяемом периоде не удалось в полном объеме достигнуть установленных территориальной программой государственных гарантий значений критериев доступности и качества медицинской помощи и т.д.
Департаментом здравоохранения разработан план мероприятий по устранению замечаний, выявленных в ходе проведения указанного аудита эффективности.

4. Организация контроля за устранением нарушений,
выявленных в предыдущие годы

Счетной палатой области осуществлялся контроль за исполнением представлений и реализацией предложений по устранению выявленных нарушений в прошлые периоды. Так, в 2013 году возмещены в областной бюджет денежные средства в общей сумме 86,4 тыс. рублей, в том числе следующими учреждениями:
- «Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов» в сумме 1,1 тыс. рублей;
- «Профессиональный лицей № 5» – 33,6 тыс. рублей;
- «Магаданская областная больница» - 51,7 тыс. рублей.
Кроме того, учреждением «Магаданский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» приняты меры к списанию устаревшего и неиспользуемого оборудования (термоциклер, морозильная камера, оргтехника) балансовой стоимостью 317,3 тыс. рублей.

5. Основные выводы по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что при формировании и исполнении областного бюджета имеются достаточные резервы для укрепления финансовой дисциплины, есть возможности для повышения эффективности управления областной и муниципальной собственностью.
При этом отсутствие системного подхода к организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, недостаточность штатной численности ревизоров не позволяет главным администраторам бюджетных средств исполнять в полной мере бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 160-2.1 БК РФ.
Организация функционирования системы внутреннего контроля позволит повысить эффективность бюджетных расходов, а также минимизировать управленческие риски. При надлежаще налаженной работе по внутреннему финансовому контролю и финансовому аудиту у Счетной палаты области отсутствовала бы необходимость проведения контрольных мероприятий в таком объеме. Уменьшение количества проверок позволило бы сосредоточить свою деятельность на организации и проведении аудита эффективности использования бюджетных средств, аудита государственных закупок, осуществлении финансового контроля за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, то есть на исполнение полномочий, предусмотренных БК РФ, Жилищным кодексом РФ, федеральным законодательством о закупках.
 

  Версия для печати
 
 
 
 
 


Счетная палата является постоянно действующим государственным органом государственного финансового контроля Магаданской области, образуемым Магаданской областной Думой и ей подотчетным.


В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Магаданской области, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Магаданской области.

В рамках задач, определенных действующим законодательством и настоящим Законом, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Счетная палата обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Деятельность Счетной палаты не может быть прекращена в связи с роспуском Магаданской областной Думы.
 
 
 

На главную    |    Новости    |    Информация о проверках    |    Обратная связь     |  

 

© Контрольно-счетная палата Магаданской области 2010
685000, г.Магадан, ул. Пролетарская, д14
Тел./Факс: 8 (4132) 623773, 609737